Карантин для недільної школи став справжнім викликом, вона виявилася зовсім не готовою до роботи в нових умовах. А може і не треба було? Почекати, поки все закінчиться? Та й самим потрібно було розібратися — зі своєю розгубленістю і сумом? А можна було б взагалі щось зробити? Що виявив карантин? Які висновки потрібно зробити? І взагалі чи потрібно щось змінювати? І як поводитися, якщо щось подібне трапиться знову?
Своим опытом проживания карантина делится Заседателева Лилия Константиновна,
педагог воскресной школы «Пчелки Божьи» храма св. мч. Анатолия г. Запорожья
Наверное, у меня не получится написать на тему карантина в нашей воскресной школе. И знаете почему? Потому что карантина в ней не было! Однако вызов все-таки был.
Самый первый вопрос, который могут мне поставить: «А почему у вас не было карантина?» А очень просто. Храм у нас небольшой, находится в частном секторе. Район города тоже на окраине. Если и приезжала полиция, чтобы проверить правила соблюдения карантина, то они только в храм заходили. Подсобными помещениями не интересовались. Поэтому как готовилась у нас общая трапеза, так и готовилась. А что тут возразишь? Трапезная – это не храм. У нас люди, которые поняли суть карантина, только чаще в гости ходить стали. Никуда же больше не пойдешь. Я, лично, чаще крестника видеть стала. Сидишь целый день дома, на удалёнке работаешь, мозги кипят. А тут собрался, по улице прошёлся, гостинцев купил, крестника проведал. Общение урегулировалось.
Так вот дети как приходили в воскресную школу, так и дальше могли приходить. А приходили ли? И вот тут начинается кое-что интересное, но не очень радостное. Во-первых, сразу перестали ходить те дети, родители которых только недавно пришли в храм. Причем дети хотели ходить, звонили мне, признавались, что скучают по занятиям, не понимают этой карантинной политики. Однако родители привыкли верить СМИ и ещё не очень могли верить Богу. Или, например, мама понимала, что с Богом детям лучше, но папа ещё далёк от Церкви и верит всему, что ему вещают с голубых экранов. Поэтому, чтобы не было разлада и ссор в семье, мама и дети тоже оставались дома.
Во-вторых, раньше многие дети приходили в храм со своей бабушкой. Дети этих бабушек, далёкие от Церкви, были не против — пусть развлекаются! Однако с началом карантина эти родители перестали пускать детей с бабушками в храм. А иногда и бабушек не пускали.
И, наконец, в-третьих. Сначала самые стойкие продолжали ходить. Пока все думали, что это вот-вот закончится. Но когда стало ясно, что это надолго, родители увидели другую опасность. Школьное обучение шло в онлайн формате. Родители работают с утра до вечера. Ребёнок один на один с компьютером целый день. А из компьютера идёт не только полезная информация, но и разная гадость с жуткой рекламой вылезает. И завораживает все это детей, как удав мартышек в книге «Маугли». И идут дети сами к нему в пасть, не понимая, что это самое их сейчас проглотит. И стали такие родители отправлять детей к бабушкам, чтобы под присмотром были. Что, по моему мнению, в такой ситуации разумно. Конечно, дети из этой группы периодически приезжали домой и приходили в храм, чему я была рада. Но это было не каждое воскресенье, и иногда на уроке был всего один, редко два ребёнка. Храм-то у нас маленький. И прихожан, а тем более детей, мало. Захожан больше, а верных мало. А ещё дети болеют. Поэтому иногда детей вообще не было.
«А как же онлайн обучение?» — спросите вы. А в такой ситуации никак. Дети первого и второго типа и их родители слабы в вере или вообще далеко от неё. Они даже школьное онлайн обучение считали непосильной ношей. Куда там воскресной школе! Они и в обычной школе не всё успевали, а про дополнительные занятия в дистанте лучше и не заикаться.
«А дети из третьей группы?» — спросите вы. А их у нас единицы. И в храм они периодически приходили, и уроки с ними я вела, даже если это был один ребёнок. И дома их близкие, живущие по вере, не оставляли их душепопечения. А от онлайн формата эти дети тоже очень уставали и не были готовы заниматься в таком режиме ещё и в воскресной школе.
Так что вызов карантин нам бросил, и верные с честью вышли из него. А новоначальных и бабушкиных детей жаль. Они лишились живого общения — того, что могло согреть им душу, ведь не секрет, что на переменах в школе дети сейчас мало общаются, а большей частью заняты своими гаджетами. И общение в воскресной школе могло им помочь идти ко Христу. Но дети зависят от старших. И это поднимает уже вопрос катехизации старшего поколения, которое приводит своих детей в воскресные школы. Но это уже совсем другая история… Вот такая правда жизни открылась у нас на приходе с приходом карантина.