Карантин для недільної школи став справжнім викликом, вона виявилася зовсім не готовою до роботи в нових умовах. А може і не треба було? Почекати, поки все закінчиться? Та й самим потрібно було розібратися — зі своєю розгубленістю і сумом? А можна було б взагалі щось зробити? Що виявив карантин? Які висновки потрібно зробити? І взагалі чи потрібно щось змінювати? І як поводитися, якщо щось подібне трапиться знову?
Своими размышлениями делится Ермакова Елена Дмитриевна, педагог воскресной школы «Радость моя» храма прп. Серафима Саровского г. Мелитополя
«Мы поняли, как дороги друг другу»
«Учебное заведение, устроенное как «машина экзаменов и лекций», дает знания, но не дает образования. Подлинное образование дает не «передача информации», но образовательное пространство, где вместе живут нацеленные на образование люди»
Джон Генри Ньюмен
О том, каким может быть обучение в воскресной школе, мы рассуждали в 2018 году во время написания эссе «Что нужно изменить в современной воскресной школе»? И никто тогда даже предположить не мог, что всего менее чем через два года мы опять вернемся к этому вопросу, но уже по другой причине.
Карантин. В марте этого года это слово прозвучало как приговор. В переводе с итальянского оно означает «сорок дней». В нашем случае он длится уже больше.
«Исходно» образование было очным в буквальном смысле. Очи — глаза в глаза, душа в душу. Одна из базовых и традиционных форм образования – глубоко личные отношения «учитель – ученик», когда ученик общается с учителем, и это общение создает условия для формирования личности ученика. И учителя. Но что делать, когда элементарно нет возможности выйти из дома?
В общеобразовательных школах перешли на дистанционное обучение: получи информацию, покажи, что информацию запомнил. Затем следующий блок информации. А что дальше? Дети все реже спрашивают почему, нет любопытства, все можно найти в интернете. И возникает проблема не в том, чтобы «получить информацию», а в том, чтобы научиться работать с этой информацией.
Детство — очень важный период в жизни каждого человека. Библия говорит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). Но сегодня через телевидение, рекламу, интернет дети получают очень много разрушительной информации.
Воскресная школа – своего рода гавань в бушующем море информации, место особой заботы о зарождении и росте веры в душе ребенка – островок любви, в котором он может научиться доверять Богу, приобрести решимость быть верным Ему.
Мы живем в мире активного внедрения цифровых технологий практически во все сферы жизни; в мире, где роботы заменяют человека; в мире, где человек строит свой имидж в социальных сетях; где лента FB, Instagram и др. формирует его сознание; где от колоссальных информационных потоков невозможно укрыться даже в своем доме — мы часто даже ложимся спать и встаем вместе с нашим гаджетом. А компьютерные игры!? Эта фатальная реальность или виртуальность, которая затягивает в пропасть! Люди, получающие все, что они хотят в своем воображении, редко задумаются о реальности, о вере, о потребности в правде и истине. Поэтому мы так часто встречаем детей уставших, скучающих, равнодушных – детей, которым скучно жить!!! У многих из них есть проблемы в общении со сверстниками; многие не могут оставаться наедине с самими с собой.
Дети знают или интуитивно чувствуют, что вера – это не слова, записанные в учебнике, а реальный образ жизни в Боге. Это не про уроки с правильными примерами из Библии. Это про теплые задушевные беседы «за жизнь», про детские увлечения и мечты, про то, чтобы просто поделиться, что удивительного, счастливого или, напротив, грустного случилось у них.
В связи с карантином занятия в воскресной школе «Радость моя» при храме в честь святого преподобного Серафима Саровского г. Мелитополя приостановились. Общение было в группе Viber и по телефону. Воспитанники, педагоги и родители поддерживали друг друга, делились информацией: ссылками на интересные фильмы, видеоэкскурсии, спектакли. Когда ввели послабления карантина, и стало возможно посещать службы, появилась возможность общения вживую. И мы все, дети, учителя и родители вновь обнялись друг с другом.
Я считаю, что карантин — не вызов воскресной школе, а скорее стимул для появления новых инструментов. Я — противница онлайн или дистанционного обучения с детьми в воскресной школе в формате школьного обучения — «выдача задания для самостоятельной работы – оценка выполнения». Но я за новые методы работы взаимодействия с детьми и их семьями, например, в формате «семейных марафонов» с творческими и интеллектуальными заданиями, онлайн-консультирования, коллективного обсуждения, виртуальных дискуссий, чат-общений, в формате ведения дневников (на примере «Дневников Великого поста» Алексея Ширикова) и последующего их обсуждения, видеоприветствий, поздравлений, онлайн-концертов, выставок. Все-таки воскресная школа – место возможной личной встречи с Богом и Его учениками – христианами, поэтому я за общение вживую. А дистанционное образование может применяться только в исключительном случае. А впрочем, пока всем нам приходится жить сегодняшним днем в полном неведении, что готовит день грядущий. И это тоже, мне кажется, здорово. Просто жить, просто любить своих детей, учиться с ними вместе всему на свете. И в первую очередь, снова и снова – учиться жить, учиться любить, учиться общаться.
И в заключении хочется пожелать всем нам духовного возрастания, новых интересных открытий и Божией помощи во всех наших начинаниях.