Обратившись затем к верующим, Его Высокопреосвященство предложил поразмыслить над тем, что сегодня предлагается для осмысления преподобным Андреем Критским.
«По сути, всё, что сообщает нам святой, есть попытка в библейских героях, в их падениях и подвигах показать не только возможное падение самого человека, но и возможность его восстания, преодоления им своих слабостей и недостатков. Он предлагает человеку вести постоянный разговор со своей душой, поскольку никто не знает так своей души, как сам человек и Господь Бог. Сегодня на примере библейской истории братьев Каина и Авеля мы рассмотрим то, что может делать человек положительного, а что может делать отрицательного. Мы слышим рассказ о том, что Бог отверг дары Каина, но принял дары Авеля. Слышим о том, что Авель принес в жертву самых лучших животных, а Каин, занимавшийся земледелием, принес просто дары. Почему так произошло? Авель принес лучшее, а Каин – худшее. Они ведь были детьми Адама и Евы, а значит, получили одинаковое воспитание. Неужели одного ребенка они любили больше, чем другого? Современные педагоги считают, что существует так называемый синдром недолюбленного ребенка, что во многом объясняет неспособность некоторых людей любить и совершать благородные поступки. Но ведь нигде в Библии мы не слышим упоминаний о том, что Авеля любили больше, чем Каина. Читая же святых отцов, нам становится ясно, что двигало братьями, почему они так поступили? Авель принёс Богу самое лучшее, а Каин потупил так, как поступает большинство из людей: на тебе Боже, что нам негоже. Зачем, мол, приносить самое лучшее, всё равно это будет сожжено. Жертва ведь принесена, а от любящего сердца, она или от расчетливого ума – это уже не так важно. Не меньше о характере человека и его внутренней сущности может рассказать история египетского рабства израильского народа. Для многих оно было желанным. Не все же испытывали мучения. Наверняка были и те, кому это нравилось. Не нужно беспокоиться ни о хлебе насущном, ни о бытовых проблемах, – хозяин обо всём позаботится. Он и работу найдет, и досыта накормит, если будет заинтересован в том, чтобы рабы трудились результативно. Разве не так поступает современный человек? Разве он не думает сначала о себе? Разве не готов он за лакомый кусок пирога из рук нынешний хозяев жизни отказаться от собственного достоинства, от свободы, которую дает победа над грехами? Человеку во все времена было хотелось переложить все проблемы на плечи другого, лишь бы не нести ответственности за свои поступки. «Я не я и хата не моя», – вот девиз современного обывателя. Канон Андрея Критского как раз и напоминает нам о том спасении, о той свободе, которую обретает человек, избавляясь от грехов. О той возможности стать лучше, которая есть у каждого из нас. От нас же требуется лишь одно – желание и готовность исправляться».
По словам владыки, у каждого человека на этом спасительном пути встречаются различные соблазны: у кого-то их больше, у кого-то меньше.
«Но средство борьбы с ними у всех нас одно – твердое исполнение воли Божьей. Мы чаще, чем в обычные дни, будем приходить в храм Божий, потому что только здесь мы можем обновить нашу душу и очистить наше сердце. И даже проезжая мимо, сердца у многих из нас будут по-особенному трепетать. В этом тоже проявляется милость Божья. Господь хочет нам помочь, Он завет нас. Душа любого человека жаждет обновления, потому что она из-за грехов обветшала. Вот почему мы просим Господа обновить наш дух. Обновить дух – значит, привести в безопасность наш ум, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех. Шанс обновиться, очиститься есть у каждого человека. Нужно только откликнуться на призыв Господа, призыв к покаянию, к изменению себя. Нужно только освободить свою душу от привязанности к миру и дать ей крылья, чтобы она всецело устремилась к Богу и была поглощена познанием Его воли для всего сущего на земле».