Если любить жизнь означает любовь ко всему, что связано с проявлением этого высочайшего блага, дарованного человеку Богом, то, что для него означают слова «мирская любовь».
Значит ли это, как сказал Его Высокопреосвященство, что человеку следует любить всё то порочное, что есть в этом мире?
«Мирская человеческая любовь по своей природе скорее физическая, хотя и не обязательно предполагает любовь ко всему порочному. Она попросту противоположна любви духовной, то есть истинной. Вот почему еще со времен зарождения нашей Церкви существуют верующие, которые оставляют мирскую жизнь ради познания такой любви. Они в полной мере следуют призыву Спасителя, – отвергаются себя, берут свой крест и идут за Христом. Они уходят в уединенные места, чтобы нести подвиг монашеского жития. Многие из этих подвижников приобретают множество духовных даров. Их называют преподобными, потому что они своими молитвами, постами и трудами стремились быть подобными Иисусу Христу.
Сегодня мы совершаем литургию в монастыре, где есть монашествующие и чающие монашества, но есть и миряне, простые прихожане, которые также хотят искренне угодить Богу.
Ради чего монах приходит в монастырь? Конечно же не ради красивой одежды, тем более что для многих черный цвет ассоциируется со смертью. Но так ли на самом деле мрачны и пугающе монашеские одежды? Часто о человеке, у которого что-то не ладится в жизни, говорят, что у него наступила черная полоса. Это могут быть и болезни, и проблемы на работе, и разлад в семье, и так далее. Но черный цвет монашествующих и священников это совсем другое, это символ отречения от мирской суеты и благ материального мира. Черный цвет свидетельствует о стремлении к обретению духовного покоя и избавления от страстей, это призыв к смирению, собранности и дисциплине».
По словам владыки, подготовку и прохождение Великого поста тоже следует рассматривать как призыв к смирению, собранности и дисциплине.
«Это особенное и торжественное время для каждой человеческой души, когда в первую очередь необходимо следить за собой, за своими мыслями и чувствами. Это светлое время для нас с вами, потому что оно помогает нам становиться лучше, добрее, светлее. А это трудно, потому что против этого сразу же начинает восставать все наше естество. Тут же и появляется желание низвести духовный смысл Великого поста до уровня лишь ограничения в пище. Это все проделки мира, в котором мы живем. Он предлагает всякого рода земные блага. Но главного он предложить не может – он не может предложить духовной любви, любви, которой обладали угодники Божьи, святые преподобные отцы. Как бы парадоксально это не звучало, но черный цвет помогает нам лучше увидеть белый свет. Вот почему мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас при прохождении Великого поста, взирая на черный цвет монашеских и священнических облачений, задумывался о жизни преподобных, которые нося черные одежды, излучали свет. Не думайте, что преподобному Антонию, основателю Киево-Печерской Лавры или преподобному Сергию Радонежскому было легче, чем нам. Им было намного труднее. Но они стали для нас не только молитвенниками, но и светочами духовной радости. Такой же свет радости просияет в душах всех, кто сможет отсечь всякую скверну этого мира и направить свои сердца навстречу Богу».