×
Пятница, 06 Декабря 2019
свт. Амфило́хия, епископа Иконийского (после 394);
свт. Григо́рия, епископа Акрагантийского (VI–VII);
блгв. вел. кн. блгв. кн. Алекса́ндра Невского, в схиме Алекси́я (1263);
свт. Митрофа́на, в схиме Мака́рия, епископа Воронежского (1703);

мчч. Сиси́ния, епископа Кизического (III), и Фео́дора Антиохийского (IV);
прп. Колумбана Люксейского, игумена (615);

прмч. Серафи́ма (Тьевара), монаха (1931);
исп. Иоа́нна Васильева (1932);
сщмч. Елеаза́ра Спиридонова, пресвитера и мч. Алекса́ндра Уксусова (1937);
Пятница, 06 Декабря 2019
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/kak-smi-nezavisimost-cerkvi-ogranich
голосов: 0
0 0
5 Декабря 2017 г

Не успели высохнуть чернила под подписанными документами об изменениях в статусе УПЦ на Архиерейском Соборе в Москве, а многие «объективные» СМИ уже раструбили о том, что РПЦ якобы значительно ограничила самостоятельность Украинской Православной Церкви.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/12/01.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/12/01-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Что же на самом деле прописано в новой редакции Устава в отношении УПЦ? В ней конкретно и без обиняков сказано, что:

1) «Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении, согласно Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 25-27 октября 1990 года.

2) Украинская Православная Церковь является независимой и самостоятельной в своем управлении с правами широкой автономии.

3) В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об Украинской Православной Церкви 1990 года, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом об управлении Украинской Православной Церкви».

Большинство комментаторов из недружелюбного к УПЦ лагеря посчитали, что Архиерейский Собор РПЦ ограничил самостоятельность УПЦ, поскольку в Уставе добавились новые пункты. В то же время в некоторых церковных кругах придерживаются мнения, что новый Устав РПЦ – это первый и самый серьезный шаг к автокефалии УПЦ. Более того, там считают, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий смог добиться от РПЦ больших преференций для УПЦ, чем в 1990 году это сделал тогда еще Митрополит Филарет. Естественно, в этих кругах выступают категорически против как самого нового Устава, так и против автокефалии (даже канонической) УПЦ.

Поэтому давайте разберемся, что же на самом деле стоит за теми изменениями Устава, которые отнесены к УПЦ «Определением Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви».

Итак, первое предложение, на которое нам стоит обратить внимание, гласит: 1. «Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»».

Совершенно очевидно, что данный пункт никак и ни в чем не ущемляет права УПЦ на канонизацию местночтимых святых. Однако он четко предписывает, что общецерковное прославление возможно только после решения Архиерейского Собора РПЦ.

В принципе, ничего необычного или нового для Церкви в этом решении нет. Дело в том, что даже внутри отдельной Поместной Церкви существует подобная практика. Например, если в епархии прославляют в лике местночтимых святых какого-то выдающегося подвижника благочестия, то чтобы внести его имя в святцы для почитания всей Церковью, требуется решение Собора епископов. Точно такая же ситуация и в этом случае.

2. «Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси».

В этом пункте, опять же, ничего удивительного нет – это нормальная для Церкви практика.

Однако в данном случае надо сделать некоторые замечания. Дело в том, что в Украине есть два типа «непоминающих», то есть тех, кто во время Богослужения не произносит имя Патриарха Кирилла. К первому типу относятся священнослужители, преимущественно из западных епархий, которые в силу политических настроений местных общин не могут упоминать Патриарха Московского и всея Руси. Обязывать их (в административном порядке) делать это – значит, потерять еще несколько десятков приходов. В Москве это прекрасно понимают. Как понимают и то, что даже при большом желании заставить, а потом проконтролировать исполнение тоже не смогут.

Поэтому, скорее всего, данный пункт касается второго типа «непоминающих». К нему относятся те, кто не поминает Патриарха не в силу политических причин, а в силу религиозных и идеологических разногласий. Например, многие священники и внутри РПЦ, и внутри УПЦ не согласны как с определенными высказываниями Патриарха, так и с его, как им кажется, чрезмерным сближением с католиками. Более того, с Патриархом не согласны не только некоторые священники, но и некоторые епископы. Например, епископ Лонгин (Жар).

Поэтому, как нам кажется, предписание об обязательном поминании имени Патриарха касается именно этой, второй категории «непоминающих».

3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».

Некоторые СМИ сообщили, что тезис «одобряется Патриархом» новый и ранее его не было.

Открываем старый устав и читаем: «В своей жизни и деятельности она руководствуется <…> Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».

пункт18.jpg

Однако невозможно не заметить, что прибавка к Уставу слова «одобряется» имеет совершенно формальный характер.

Дело в том, что каноническое право Церкви не знает ни о каких «одобрениях» со стороны Предстоятеля или Патриарха. Он может утверждать и может благословлять. Однако, как мы видим из приведенного выше текста, именно прерогатива «утверждения» возложена на Предстоятеля УПЦ, то есть Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. Технически это происходит так – Архиерейский Собор принимает решение, Митрополит Киевский его утверждает. А вот Патриарх только «одобряет», что не может иметь никаких канонических последствий для Украинской Церкви. От слова «совершенно».

Так что данная прибавка может восприниматься не более чем как попытка сохранить хотя бы видимое «подчинение» УПЦ. Но фактически она говорит о том, что его нет.

4. «Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором».

Из этого текста совершенно невозможно сделать вывод о том, что образование епархий находится в ведении Архиерейского Собора РПЦ. Очевидно, что речь идет об Украинской Православной Церкви, ЕЕ Синоде и ЕЕ Архиерейском Соборе. Надо заметить, что в УПЦ тоже есть такой орган власти, как Собор епископов, или Архиерейский Собор. Поэтому, имеется ввиду именно он, а не Собор епископов РПЦ.

Кроме того, если бы в Уставе речь шла об утверждении синодальных решений УПЦ на Архиерейском Соборе РПЦ, то этот документ не подписал бы ни один архиерей УПЦ. Потому что в таком случае он указывал бы на полную административную зависимость УПЦ от РПЦ и этим самым противоречил бы своему первому положению о независимости УПЦ.

5. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви».

Опять же, ничего удивительного для церковной практики в этом пункте нет. Хотя бы потому, что архиереи УПЦ в обязательном порядке присутствую как на Поместных, так и на Архиерейских Соборах РПЦ. Это означает, что все решения этих соборов принимаются и с учетом их голосов и их подписей. Было бы странно, если бы украинский епископат сначала подписывал какие-то документы, а потом считал их необязательными для исполнения.

6. «Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления».

Однако в РПЦ прекрасно понимают, что некоторые решения Соборов, даже если на них стоят подписи архиереев из Украины, требуют, с учетом ситуации в стране, некоторых оговорок. И это, опять же, нормально. Даже более чем. Например, этот пункт дает «путь к отступлению» для УПЦ в том случае, если возникнет угроза вмешательства в ее внутренние дела.

7. «В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция».

По сути, именно этот пункт как нельзя более ясно говорит о самой широкой в истории Церкви автономии УПЦ. Отныне все канонические вопросы будут решаться непосредственно в Киеве. Причем, заметьте, ни о каких последующих одобрениях и решениях со стороны Московского Патриарха или Синода речь уже не идет. Единственное, что оставила за собой РПЦ, – это право выступать в качестве защитного органа для тех, кто будет не согласен с решениями киевского церковного суда: «При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви».

На практике это означает, что теперь Патриарх даже формально влиять на внутренние дела УПЦ не сможет.

По сути, данный Устав закрепляет документально ту ситуацию, которая сложилась в Церкви уже довольно давно, а именно полное административное отделение УПЦ от РПЦ. Единственная и прямая каноническая связь, которая на сегодняшний день осталась между этими Церквями, – это участие украинских архиереев в Синоде и на Соборах РПЦ. А поминание имени Патриарха на Богослужениях указывает на евхаристическое единение Церквей, а не на административное подчинение УПЦ.

Цитируя Управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Антония (Паканича): «Это всего лишь документальное закрепление уже существующего и действующего статуса. Это расстановка всех точек над “і”.»

протоиерей Дмитрий Лопатко

Комментариев нет

Читайте также

Православие — сердце казачьей духовности

В воскресенье, первого декабря, в Свято-Богоявленском храме г.Энергодара приступили к Таинству Причастия воспитанники Школы джур.

Посещение концерта «Музыка природы»

Воспитанники воскресной школы Ново-Свято-Успенского храма посетили концерт «Музыка природы» Запорожского академического симфонического оркестра под управлением Вячеслава Реди.

Экскурсия по памятным местам пребывания св.Феодосия Станкевича в Мелитополе

1 декабря 2019 года по поручению настоятеля храма в честь св.прп.Серафима Саровского г.Мелитополя иерея Вадима Антонова в рамках конкурса «Мы – наследники Запорожских святых» воспитанники воскресной школы «Радость моя» вместе с родителями и преподавателями посетили памятные места, связанные с именем Феодосия Станкевича.

Оголошується «Парад сніговиків»

Протягом зими (якою б вона не була) обов'язково потрібно встигнути погратися в сніжки, покататися на санчатах та зліпити сніговика. Створіть цю потішну зимову істоту для конкурсу «Парад сніговиків»!

28.11.2019
Приглашаем на кинопоказ в ДК им. Т.Г. Шевченко, в программе ORTHODAYS.ZP-2019
7.01.2020
На творческое состязание приглашает приход в честь св. ап. Фомы (Нью-Дели, Индия)
ноябрь-декабрь 2019 г.
ORTHODAYS.ZP-2019 ПРИГЛАШАЕТ
13.11.2019
График пребывания в Запорожской епархии чудотворной иконы святителя Николая (Чернобыльская)
Каждые понедельник и среда
Образовательные встречи
26.06.2020
Объявляется конкурс «Мы – наследники Запорожских святых»
НАЧИНАЕТ РАБОТУ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
ОГЛАШАЕТСЯ НАБОР СЛУШАТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «ИКОГЕНИЯ» В ГРУППУ «СЕМЕЙНЫЙ КУРС»
06.12.2019
Святителю отче Николае , моли Бога о нас!
05.12.2019
«Матерь Божья учит нас правильному отношению к слову Божьему»
05.12.2019
Оголошується «Парад сніговиків»
05.12.2019
Господь призывает нас помогать ближним нести их жизненный крест
05.12.2019
Икону святителя Николая Чудотворца встретили на Веселовской земле
05.12.2019
Поздравление с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы протоиерея Вячеслвава Власенко
04.12.2019
Состоялось собрание благочинных Запорожской епархии
04.12.2019
Митрополит Лука: «Пример жертвенной любви показал нам сам Христос!»
04.12.2019
Архимандрит Анатолий (Третьяков). Некролог
03.12.2019
Экскурсия по памятным местам пребывания св.Феодосия Станкевича в Мелитополе
03.12.2019
И снова батюшка в гостях
03.12.2019
«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить»
03.12.2019
Оголошені результати обласного конкурсу «Краса Божого світу»
03.12.2019
Православие — сердце казачьей духовности
02.12.2019
Прибытие чудотворной иконы свт. Николая в Энергодар
02.12.2019
Митрополит Лука сослужил Предстоятелю нашей Церкви в Свято-Введенском монастыре г.Киева по случаю 60-летия его наместника – архиепископа Дамиана
02.12.2019
Первая детская выставка домашних животных
02.12.2019
Документальный фильм для прихожан в первое воскресение поста
02.12.2019
Лебедушку поздравили с Днем инвалида
01.12.2019
Верующие навестили православный детский дом «Надежда»
01.12.2019
В Запорожской епархии отметили Всемирный день домашних животных
01.12.2019
Подготовка в Мелитополе к празднику св. Николая Чудотворца
01.12.2019
Есть люди с «повышенными потребностями», а не с «ограниченными возможностями»
30.11.2019
Святый Угодниче Божий Николай, помогай нам!
30.11.2019
Посещение концерта «Музыка природы»
29.11.2019
«Цветы войны» – историческая драма, ставшая нашей реальностью
29.11.2019
Современному человеку следует стремиться к духовности светлой, а не потворствовать темной
29.11.2019
Любовь там, где мы можем себя отдавать другому человеку
28.11.2019
Урочиста зустріч в Оріхові чудотворної ікони святителя Миколая Чудотворця «Чорнобильська»
28.11.2019
Чудотворная икона в селе Терновка
27.11.2019
«Где нет любви, там нет и свидетельства о Христе»
27.11.2019
Встреча со студентами ЗНТУ
26.11.2019
Святитель Николай в селе Московка
26.11.2019
Встреча чудотворной иконы Николая Чудотворца «Чернобыльская»
26.11.2019
Голодомор штучний голод, геноцид в Україні
26.11.2019
Митинг-реквием в Вольнянске
25.11.2019
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих от глада и пагубы безбожною властию уморенных»
25.11.2019
День сільгоспвиробника в Михайлівці Вільнянського благочиння
24.11.2019
«О библейских полотнах стихотворной строкой» — встреча с поэтом в рамках «ORTHODAYS.ZP»
24.11.2019
Поздравление с юбилеем преподавателя Мелитопольского училища культуры

Новости на видеоканале епархии

Программа "Миръ Православия"

Світ Православія. Випуск від 30 листопада 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 23 листопада 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 16 листопада 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 9 листопада 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 2 листопада 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 26 жовтня 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 19 жовтня 2019 р.

Випуск від 5 жовтня 2019 р.

Выпуск от 5 октября 2019 г.

Світ Православія. Випуск від 28 вересня 2019 р.

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95