«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса».
Эти слова апостола Павла, обращенные к его ученику Тимофею, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, позволяют глубже заглянуть в наше сердце и лучше понять нашу жизнь во Христе.
«Каждый человек, приходящий в храм, рассчитывает найти здесь покой и защиту от гонений этого мира. Рассчитывает найти решение своих житейских проблем. Надеется, что Господь всё устроит таким образом, что по возвращении из храма наступит долгожданное благоденствие. Но наступает ли оно? Не наступает, потому что Господь прямо говорит: в мире скорбны будете. Но означает ли это, что нас ждет одна лишь скорбь и больше ничего? Пока человек находится на земле, пока он озабочен лишь земными проблемами, нигде от скорбей ему не скрыться. В то же время Господь не хочет, чтобы человек из-за этого отчаивался, поэтому оставляет ему надежду, говоря: дерзайте, потому что Я победил мир. Если мы хотим победить этот мир и избавиться от своих скорбей, нам нужно постоянно призывать помощь Божью. Мы должны всегда верить и испрашивать у Господа защиты, поскольку самим нам не справиться. Ведь нам противостоит враг рода человеческого с целой армией своих слуг. А Господь всегда рядом с нами, Он близко и готов как бы взять нас на Свои руки. Нам только следует в трудную минуту испытаний, при различных скорбях или кознях дьявола научиться духовными очами своего сердца взирать на Него. Ощутить Его присутствие и неистощимую сокровищницу благости Его и усердно молить, чтобы Он помог. И тотчас получим просимое. Главное здесь – сердечное зрение Господа и надежда на Него, как на Всеблагого. Так Господь учит нас сознавать нашу немощь и надеяться на Него. Как для больного человека, желающего исцелиться, важно думать не о своей болезни, так и человеку, пришедшему в храм, нужно сосредоточиться не на своих жизненных нестроениях и скорбях, а на Боге. А Бог его никогда не оставит. Так и мы, если будем уповать на Бога, жить с Ним, то все наши невзгоды будут проходить мимо нас, не причиняя нам никакого вреда. Мы попросту перестанем их ощущать, потому что будем ощущать лишь присутствие Божье».
Наша близость к Богу, как заметил владыка, во многом зависит от осознания нами своей греховности.
«От того есть в нас чувство греха или нет. Чувство греха – это своеобразный критерий знаний нашей души о Боге. Это способность скорбеть, потому что мы не можем почувствовать любви Божьей из-за тех многочисленных барьеров, которые мы сами устанавливаем. Во многом из-за своего формального отношения к вере. Из-за того, что человек начинает думать и поступать, подобно фарисею. Беда фарисея в том, что он стал считать себя первым не только среди людей, но и в глазах Божьих. Гордость и уверенность в собственной праведности не только не приблизили его к Богу, но сделали его поступки неугодными Ему. Мы должны четко осознать, что Бог нам ничего не должен. Мы ничего не можем требовать от Бога, но Он, как любящий Отец, дает нам Свою любовь, делится ею. Мы живем лишь благодаря Его любви. А вовсе не благодаря тому, что поставили свечку, или написали записочку. Некоторые думают, что стоит причаститься, и он уже соединился с Богом. Нет. Бог никому и ничего не должен, это мы должны Ему. И прежде всего – должны научиться отвечать на Его любовь своею любовью. А произойти это может только тогда, когда у нас будет чистое сердце, – сердце, лишенное всякого греха. Необходимо свидетельствовать о Христе своей жизнью, нести слово правды в этот погрязший во лжи мир. Ведь как ловко сегодня действует дьявол. Кажется, что он сделал уже все, чтобы безумие этого мира достигло предела. Но никогда зло не одолеет добро. Никогда ложь не будет сильнее правды, а грех сильнее добродетели. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло, тем более Дух Божий ведёт нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных Христу присутствие Духа. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божья благодать и Божья любовь к нам грешным».