Своей проповедью Его Высокопреосвященство напомнил о том, что и до Иоанна были великие пророки, но только о нём Господь сказал, что нет большего среди рождённых жёнами.
«Ни пророк Моисей, ни пророк Елисей, ни Давид, другие пророки не удостоились Церковью такой чести. Мы празднуем не только его кончину, но также его зачатие и рождество. Церковь прославляет его как последнего из пророков и первого из апостолов. Он с радостью воспринял свою смерть и сошел в ад, чтобы донести весть о покаянии и близости Царствия Небесного тем людям, которые умерли до пришествия Христа. Его призыв к покаянию звучал не только на земле, но и в аду, поэтому, когда Христос после Своей смерти сошел в бездны адовы, находившееся там, уже были подготовлены к Его пришествию проповедью Иоанна Крестителя. Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути встречи с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Он учит нас тому, как нужно жить угождая Богу, как нужно просить у Него прощения. Не мимоходом, тут же позабыв об этом, а с горькими слезами раскаяния, которые проникают вглубь нашей души и очищают её. Иоанн Креститель является для нас не только символом покаяния, но и бесстрашным Гласом Божьим. Он крестит Самого Христа, ибо так «подобает исполнить всякую правду». Прошло больше двух тысяч лет с тех пор, но мало что изменилось. Сегодня по-прежнему для того, чтобы исполнять правду Божью нужно иметь немалое мужество. И мы должны учиться у Иоанна Предтечи мужеству, с которым он обличал власть Ирода и исполнял закон Божий. Ирод обезглавил пророка, но душу его не уничтожил, потому что душа человеческая бессмертна. В день памяти Крестителя Господня Иоанна мы должны еще раз задуматься о своей бессмертной душе, о нашем покаянии, потому что у всех нас есть и грехи, и неправды. Если мы этого не сделаем, если мы не покаемся, – все без исключения, – то гнев Божий неизбежен. Недаром же Господь пообещал, что через покаяние наступает примирение с Богом. Иоанн Предтеча, по слову Спасителя, «светильник горящий и светящий», свет которого вот уже две тысячи лет горит в нашей Церкви. Будем же и мы, подражая пророку в своей жизни, распространять свет Божьей правды по всему миру».
В заключение владыка пожелал, чтобы наше покаяние не превратилось в перечисление наших проступков.
«Человеку трудно исповедоваться в своих грехах, потому что трудно признать себя виноватым. Мы часто признаемся Богу в том, что для Него не имеет никакого значения, потому что это не ведет к изменению нашей души. Преподобного Серафима Саровского однажды спросили о том, почему люди не меняются, ведь вокруг столько верующих, которые на богослужения ходят, причащаются, исповедуются? Он ответил, что нет решимости. Мы много говорим, а меняться не хотим, потому что мы скорее кого-то обвиним, чем признаемся в своем проступке. Мы любим перекладывать свою ответственность на плечи другого. Если в мире мало любви и доброты, то в этом виноваты или правительства, или Церковь. Правительства виноваты потому, что не работают социальные службы, а Церковь виновата в том, что мало заботится о стариках и инвалидах. Если у нас плохая экология, то в этом опять все виноваты, но только не мы сами. Самое главное для человека – хотеть самому встретиться с Богом. Можно много лет ходить в храм, а вести себя как человек, который верит в Бога, но не знает Его. Подходит к концу Петровский пост, апостольский пост – особое время для покаяния. Это вовсе не означает, что каяться в другие дни нужно как-то по-иному. Покаяние – это дело всей нашей жизни, если мы, конечно, хотим измениться. А измениться нам всем есть в чём».