По окончании пения молитвы «Царю Небесный» с докладом выступил Правящий архиерей. После этого прот. Дмитрий Шуляк рассказал о духовном насилии и мерах его предотвращение. В качестве приглашенного гостя, многократная чемпионка мира по гиревому спорту Любовь Черепаха рассказала ознакомила духовенство епархии о деятельности и планах общественной организации «Миряне».
В удаленном доступе посредством сети Интернет более ста пятидесяти священнослужителей приняли участие в диалоге со священноначалием.
В завершение Правящий Архиерей Запорожской епархии поблагодарили присутствующих за участие в онлайн-встрече, за работу, которая была проведена отделами и благочиниями в прошедшем году, за высокие результаты достигнутые, несмотря на объективные сложности и выразил надежду, что в грядущем году результаты будут не менее высокими. Митрополит Лука в преддверии великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня и просил следовать каждого в жизни путем благочестия, внимания, молитвы и духовного устроения.
Мероприятие завершилось пением «Честнейшая херувим».
Каждый священник получил в подарок книгу митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный Украинский вопрос».
Годовой доклад Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского
Дорогие братья сослужители и сомолитвенники, матушки игуменьи!
В сегодняшний день мне дорого наше живое общение, надеюсь, что смогу ответить на ваши вопросы, поразмышлять вместе с вами о церковной жизни епархии, наметить пути дальнейшего служения.
Размышляя над нынешней ситуацией, над тем, как люди сейчас живут в условиях карантинных ограничений, понимаю, что до конца привыкнуть к жизни в режиме чрезвычайных обстоятельств невозможно. Наш долг — продолжать молится о врачах, больных и скорейшем прекращении этого попущения Божьего. Кроме молитв необходимо соблюдение профилактических мер как в храмах, в общественных места, так и дома. Как врач хирургической специальности, прекрасно понимаю насколько тяжело терпеть длительное ношение масок, но прошу вас, четко осознавать, что эта мера необходима и никаким образом не скрывает образ Божий по этому поводу прошу почитать житие прп. Феодора Начертанного. Призываю всех еще потерпеть ради сохранения возможности участия всех нас в богослужении и в первую очередь в Божественной Евхаристии — самом ценном даре Господа Своей Церкви. Надеюсь, что установленные меры являются временными, а опыт человечества показывает, что лишь только общими усилиями возможно добиться победы над недугом. Сегодня еще раз хочу поблагодарить тех из вас, кто не побоялся переступить порог ковидных госпиталей, ради спасения душ наших прихожан, мы должны быть там, где ведется небезопасная борьба за жизнь заболевших, там, где люди лишены возможности находить утешение в общении с родными и близкими — в больничных красных зонах. Да вознаградит Господь и врачей, медицинских работников и добровольцев за их самоотверженный труд, прошу вас особенно в ближайшие Рождественские праздники посетить медучереждения, поздравить и свидетельствовать о Христе-младенце – поблагодарить и несколько колядок от прихода.
Прошу вас не оценивать с амвона или в Интернет тяжесть заболевания или эффективность вакцинации по количество заболевших, так как даже врач не всегда это может сделать без привязки к другим показателям.
Я думаю, что мы все понимаем, что мир за прошедшие два года изменился существенно, поэтому многие уже говорят о «смене эпох или цивилизаций», это время, в которое нам с вами служить, поэтому оно от нас требует не прогибаться, а быть готовым дать ответы на актуальные вопросы и противостоять вызовам. Это требует от нас следить за чистотой нашей жизни – совместные богослужения, исповедь, уважительное отношение как в семьях, так и друг к другу и т.п. не менее важно занимать повышением своего уровня богословских знаний, которые черпать из достоверных, признанных Церковью источников, а не из листовок «без роду и племени», раздаваемые такими же невеждами.
Два предыдущих года заставили нас глубже оценить Богом дарованную жизнь и сосредоточиться на важном и необходимом для спасения душе. Эти дни непростые — болезни забирают наших близких, родных. Мы, верующие христиане, понимаем, что все в Божьих руках. Но пренебрегать здоровьем или сознательно подвергаться опасности нельзя. Поэтому призываю всех вас соблюдать рекомендации врачей, своевременно обращаться за помощью в лечении, поддерживать больных.
Не утихает тема вакцинации от короновирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всем обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает ее ненужной или даже неприемлемой. В мае этого года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия был организован круглый стол для обсуждения данной темы с привлечением компетентных специалистов. Я так же принимал в этом участие. По итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция. С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что «Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины». В то же время участники встречи напомнили, что «исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации», благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет.
Священноначалие нашей Церкви, я многократно, не перестаем повторять, что вакцинироваться или нет – это вовсе не вероучительный вопрос. Здесь хотел бы привести слова Патриарха Кирилла, сказанные на недавно прошедшем Епархиальном собрании в Москве: «Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей.
При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.
С темой вакцинации в настоящее время тесно связан вопрос о присвоении гражданам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, о состоянии здоровья — так называемом иммунном статусе с использованием QR-кодов. Оставляя за скобками весьма важные темы сохранения медицинской тайны, а также высокого риска утечек данных, следует отметить, что проблема представляется куда более широкой. И мы видим, что она тревожит огромное число людей.
Священный Синод в своем прошлогоднем послании 25 августа с обеспокоенностью отметил: «Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных – все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».
Выраженная Священным Синодом озабоченность в полной мере сохраняется и сегодня. О возможных рисках, связанных с цифровизацией, Церковь неоднократно предупреждала и ранее, в частности, предупреждения содержатся в решениях Архиерейского Собора 2013 года. Нарастающий по охвату и объему сбор сведений о частной жизни человека, в том числе о его здоровье, а также накопление и обработка соответствующих данных открывает возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей – за их перемещениями, покупками, предпочтениями, даже за содержанием их общения. А ведь возможность контроля – это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным. Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали приниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божией правде – библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в целом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппарата принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий». Многие люди в нашей стране обеспокоены самим риском того, что использование технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей. Люди обеспокоены введением механизма «разрешительного» порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем…»
«При этом, – Патриарх отмечает, – что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Грехом является и сеяние паники. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, – а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, от которой будем твердо хранить себя в любви ко Христу».
Присоединяясь к словам Святейшего Владыки, хочу предостеречь тех, кто пытается, пользуясь обеспокоенностью людей, внести в церковную среду разделения, посеять панические настроения среди верующих. Такая деятельность является греховной. Имея перед мысленным взором свидетельства Священного Писания о последних временах, прошу читать не желтую прессу, а Священное Писание и помнить, что принятие каких-либо внешних знаков или процедур не может восприниматься как «печать антихриста», если оно не сопровождается сознательным отпадением от Христа и Его Церкви.
К сожалению, руководство нашей страны беспрекословно выполняет предписания заокеанских кураторов как в этом вопросе, так и в разрушении традиционных религиозных и нравственных ценностей нашего народа, и пока перспектива видится одна – таковое положение будет сохраняться и далее. У сильных мира сего есть желание скоординировано, одновременно в разных странах произвести демонтаж конституционных прав и свобод человека, чтобы человек остался беззащитным перед лицом грозящей опасности. Этот процесс усугубляется тем, что некоторые священнослужители к этому относятся безответственно, не способные дать правильную оценку, но распространяют собственные мнения, возникающие «от ветра главы своея». Или другой пример, равнодушного отношения к выше упомянутым процессам – несмотря на мои неоднократные обращения подписать Петицию к Президенту о недопустимости ратификации в стране Стамбульской конвенции, многие это проигнорировали.
Что нам делать? Христианин не может быть теплохладным к любому греховному явлению. Как гражданин он должен всячески использовать законные способы защиты своих прав и высказывания своей позиции по тому или иному вопросу – это участие в выборах, референдумах, законных акциях гражданского неповиновения, сборе подписей под обращениями и петициями и в других мероприятиях, благословлённых священноначалием. Нам необходимо поддерживать друг друга как по вертикали архиерей-священник-мирянин, так и по горизонтали на этих уровнях – между собой. Еще раз хочу нам напомнить, для работы в этом направлении создано гражданское объединение «Миряне», которое призвано объединить верующих УПЦ для защиты своей Церкви и утверждения традиционных ценностей.
Тем, кто думают, что это не имеет никакого смысла, хочу напомнить Великий Крестный ход, молитвенные стояния, где принимали участие сотни верных чад нашей епархии. Тысячи верующих собрались, чтобы привлечь внимание общественности к тому, что в XXI веке в центре Европы продолжаются ограничения прав и свобод людей по религиозному признаку.
Кстати, уже хочу анонсировать очередного нашего Общеепархиального Крестного хода в день Торжества Православия.
Все это свидетельствует о том, что люди уже не будут сидеть по домам и смотреть, как уничтожается их Церковь. Они готовы выходить на улицы и отстаивать свои права в рамках Конституции и законов Украины. Ещё один яркий пример того, что нельзя опускать руки, необходимо отстаивать свои права, и тогда в конечном итоге можно добиться положительного результата – увольнение львовского чиновника Дмитрий Горевой под давлением православных мирян.
Конечно, некоторые просьбы нашей Церкви так и остались неуслышанными, но есть и положительные решения. В частности, 30 ноября 2021 Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект «О службе военного капелланства». При этом народные депутаты исключили дискриминационную норму, которая ограничивала религиозные права военных – верующих Украинской Православной Церкви, лишая их душепастырской опеки своих священнослужителей. Такому решению предшествовали наши многочисленные обращения к избранникам с объективными обоснованиями невозможности принятия предложенного законопроекта. Надеемся, что и остальные замечания относительно других дискриминационных норм будут учтены при принятии нормативно-правовых актов.
Многие из вас отмечают то, что снижается количество прихожан на приходах. Несколько причин этого хотел отметить:
1) Высокая смертность и низкая рождаемость;
2) опасения за здоровье из-за ковида;
3) выезд граждан из страны;
4) антицерковная работа СМИ;
5) отсутствие стимула ходить на богослужения, его непонимание;
6) наша расслабленность;
7) низкий уровень культуры общения и образованности сотрудников храма.
В связи с этим обращаюсь к вам – всё это накладывает на нас большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм. Вновь напоминаю о том, что мы призваны быть особенно внимательны к себе и своему облику, должны проявлять внимание к каждому приходящему в храм. Не забывать о том, что равнодушие, надменность, невнимательное отношение к своему служению и к приходящим в церковное собрание людям, отталкивает их. Народная мудрость гласит: «под лежачий камень вода не течет» и «к пустому колодцу никто не спешит». Посмотрите, что написано на ваших белых крестиках, кем должны мы быть – образцом для верных в слове, в образе жизни, в вере, в чистоте (ср. 1 Тим. 4:12). Не мало поможет нам трудятся в винограднике Христовом – содержательные, тщательно подготовленные проповеди, однако качество которых требует улучшения, а это невозможно без повышения духовенством своего образовательного уровня. Не думаю, что кто-то будет спорить со мной о том, что богословские знания, полученные когда-то и где-то, у некоторых священнослужителей и ранее не всегда отличались достаточно высоким уровнем. А тем более, за текущими хозяйственными и административными заботами некогда полученные знания и навыки могли подзабыться за годы, прошедшие после получения образования. В связи с этим, вновь возвращаюсь к вопросу о создании Центра повышения уровня знаний духовенства, в котором могли бы преподавать специалисты из семинарий и других епархий. Создание такого Центра возможно на базе нашего мужского монастыря. Необходимо продумать дистанционный формат. Из личного опыта знаю, что врач должен заниматься постоянной работой над самообразованием, вдумчивым чтением литературы по специальности, овладевать новыми методиками лечения заболеваний, если он хочет быть хорошим врачом. В нашем случае – это чтение литературы по богословию и Священного Писания и святоотеческого наследия, обязательного размышление над прочитанным.
Прошу всех вас отцы, особенно тех, которые принимают активное участие в соцсетях, обращать внимание на то, что выкладываете на общее обозрение, тексты ваших постов должны свидетельствовать не о вашем многоумии, а помогать людям приходить к Богу. Не всегда реагировать на всё, что пишут о вас, тем более не впадать в перепалки.
Посещая приходы, хотел бы отметить соблюдение порядка и чистоплотности в храме, в частности в алтаре. Недопустимо держать посторонние вещи в алтаре, а тем более в жертвеннике, где хранятся святые сосуды. Также неприемлемо, когда в алтаре, особенно во время богослужения, без надобности ходят люди, иногда направляясь через алтарь в другие помещения.
Ведь в храме Божием совершается то, что для нас самое дорогое и самое важное: в храме, через святые Таинства, мы получаем полноту Божьей благодати, которая необходима для достойной земной жизни, такой жизни, конец которой для нас становится началом вечной жизни на Небе. Нечистота храма Божия свидетельствует о нечистоте души, поэтому напоминаю отцам-благочинным о их обязанности – посещать храмы вверенного церковного округа, служить в них, контролировать богослужебный строй и внешний порядок.
Здесь уместно также еще раз напомнить про трапезы – прошу вас – накрывайте скромнее. Люди это видят, особенно во время посещений Правящего архиерея, изысканностью не удивите, важнее здоровая пища.
Особая роль в повышении количества прихожан, принадлежит Миссионерскому отделу епархии. Прошу не забывать о подготовке просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные), чтобы помочь священникам в подготовке материалов, которые они бы могли распространять в Viber-группах своих приходов. Так же прошу вас не игнорировать те сообщения, которые приходят из Епархиального управления, распространять их в своих приходских группах. Помните, что наши прихожане – наши СМИ, лучше всяких газет, ТВ и интернета!
Я бы хотел, чтобы возобновилась работа с церковнослужителями и работниками храмов. Так, недавно вновь был свидетелем как сотрудница разговаривала с зашедшим человеком. Напоминаю, что работники приходов, первые, кого встречают приходящие в храм люди, многие из которых не знакомы даже с азами православной веры. Кроме того, они не могут знать, в каком душевном состоянии, с какой бедой пришел человек, и вполне возможно, что от того, как его встретят, будет зависеть его жизнь.
«Радость моя, Христос Воскресе!» — такими словами встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Всех, независимо от того, знал он этих людей или нет, какими они были и как к нему относились. Наша задача — всегда помнить этот пример и с такой же любовью встречать всех приходящих в храмы. Прошу Миссионерский отдел подготовить методические рекомендации по повышению уровня богословских знаний сотрудников храмов для священников, отцам благочинным организовать курсы в конкретные даты, которые сообщить в отдел контроля исполнений.
По опыту других епархий знаю, что внятное и благозвучное пение церковных хоров, а также участие в чтениях и песнопениях присутствующих на богослужении положительно влияет на сплочение приходов.
Зачем человеку ходить в Церковь? Катехизаторские беседы перед таинствами Крещения и Венчания, проповедь на требах должны давать начала для понимания ответа на этот вопрос.
Если человек был занят на своей работе или был обременен семейными попечениями, а не предпочел посещению вечернего богослужения развлечения, то это не может стать препятствием для причащения Святых Христовых Таин. Понимая трудности и сомнения, которые могут возникать у вас в связи со служением вечернего богослужения на малочисленных приходах, предлагаю утреню совершать перед Литургией. Неоправданно затягивать богослужение, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда, и в праздники, и в будни, следует совершать благоговейно. Ничто не должно помрачать его красоту.
Хотел бы предложить вам ввести еще одну традицию – на кануне Покрова Богородицы установить совершение Покровской родительской субботы, ежегодное поминовение православных воинов. Если Покровская родительская суббота совпадает с днём преставления апостола Иоанна Богослова, то поминание переносится с субботы на пятницу.
Неотъемлемой чертой межличностных отношений являются конфликты. По милости Божией о серьезных между вами мне ничего не известно, да и сам я не наблюдаю. Однако возникают трения. Для минимизации их прошу помнить, что благочинный фактически первая инстанция, которая может устранить таковые. Нельзя забывать об уважительном отношении к возрасту, сану и сроку служения. Следующий уровень решения вопроса – это регулярное общее собрание благочиния, где вы можете соборно решить возникшие проблемы. Очень хорошо, когда такие встречи предваряются общим служением Божественной литургии. Не малую роль в этом играет ваше общение семьями. Считаю, что оправдала себя форма нашего общения по Zoom, когда правящий архиерей может донести свои мысли фактически до каждого из вас, а вы на прямую задать волнующий вопрос. В этот сложный период необходимо больше времени уделить молитве, посту, покаянию. Внимательнее вникнуть в духовные нужды наших прихожан, сосредоточиться на внутренней жизни прихода, монастырей.
Остается не решенной проблема существования лиц, отпавших от Церкви, но пытающихся нанести Ей раны. В связи с этим прошу вас не забывать о мерах по защите своих храмов как физически (охранные системы, возможность быстрого оповещения прихожан об угрозе храму), так и юридически (регулярное проведение Приходских собраний, приведение приходских документов в юридически правильный порядок). Увеличилось количество ограблений храмов, однако часть таких преступлений не расследуется по нашей причине – мы не имеем инвентарных книг фотофиксации, не знаем стоимость имущества (напоминаю, что вы имеет благословение всё это выполнить, поэтому прошу отцов-благочинных не забывать проверять таковые на приходах). На этом фоне появились и акты вандализма прошу не игнорировать таковыми – фиксировать, сообщать в полицию и благочинному, который сообщит в Епархиальное управление.
Особая наша боль и забота – это дети подросткового возраста, молодежь, особенно когда наблюдается их охлаждение к вере или даже уход из церкви, несмотря на предшествующий положительный церковный опыт. В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие – он переходит от детской модели поведения ко взрослой.
В период, когда прежние жизненные ориентиры переосмысляются, необходимо дать молодым людям то, в чем они нуждаются больше всего в данный момент: опору, поддержку, понимание, доверие, безусловную любовь без навязчивости и без снисходительного высокомерия. Пастырь и приходская община должны являть любовь ко всем в нее приходящим, в том числе и к подростку, ибо «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
В общении и отношениях с молодыми людьми мы должны проявлять:
1) уважительное отношение;
2) говорить с ними как со взрослыми, проявляя внимательность и осторожность, искренне без фальши;
3) быть примером для подражания;
4) не забывать о назидании их родителей;
5) вовлекать подростков в приходскую жизнь, таких как участие в богослужениях, уборке храма, кормление бездомных, посещение домов престарелых, интернатов, экологические акции;
6) создавать кружки и объединения, обеспечивающие связь и преемственность между воскресной школой и молодежным движением прихода.
При этом не забывать, что любая сфера деятельности прихода, должна выстраиваться вокруг молитвы, вокруг Евхаристии, вокруг Христа. Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению, привить им любовь ко Христу и Его Церкви.
Социальное служение Церкви не прекращалось даже в самые сложные времена. Не имею права молчать о том, что благодаря вам и нашим прихожанам, вот уже 11 лет мы поддерживаем благотворительный проект «Любовь милосердствует». В рамках проекта оказано помощи и приобретено оборудования мед.учереждениям на миллионы гривен, сдано более 1500л крови. От вас поступило предложение не прекращать этот проект, а сбор средств проводить в течение года. Кроме этого, напоминаю, что можно и даже необходимо (как экоакция) проводить сбор вторсырья (пластик, бумага, стекло) и последующая его сдачи, что оплачивается. Необходимо проводить благотворительные ярмарки, акции. Не мало в этом помогает жен.совет епархии, но прошу не тешится достигнутым, а еще больше вовлекать в жизнь прихода своих жен и активных прихожанок.
Канцелярию попрошу ознакомить меня со списком епархиальных доноров. Прошу вас отцы не бояться быть донорами и, по возможности, проводить акции по сдачи крови регулярно. Благочинным фиксировать объём сданной крови после каждой акции. Информацию сдавать в Епархиальное управление, где будет назначен ответственный человек – протоиерей Александр Еремин. Так же прошу разослать всем благочинным, а они в свою очередь, доведут до сведения вверенному духовенству, Епархиальный отчет о нашей благотворительности, который мы готовили в Митрополию. В канун Рождества Христова прошу приготовить и раздать малоимущим кутью.
Если Богу будет угодно, как вы знаете, в этом году наша епархия будет отмечает своё 30-летие со дня основания. Понимая возникшие трудности, мы не имеем права опускать руки. Прошу вас подготовить истории своих благочиний, приходов, епархии, желательно с фотокопиями каких-либо важных документов, экспонатов. Обязательно не забыть рассказать про неординарных настоятелей, прихожан (пример про храм К-Днепровского благочиния). Всё должно быть на электронных носителях. Это будет необходимо для создания как передвижных выставок, так и для виртуальной презентации. Думаю, что это будет хорошей основой для создания виртуального музея. В связи с этим прошу наших разработчиков сайта продумать необходимые приложения к сайту. Эти материалы необходимо использовать в епархиальной газете, продумав соответствующие рубрики.
В этом году также 20 лет нашему Епархиальному детдому. В связи с этим прошу Отдел по благотворительности продумать мероприятия.
Дорогие моему сердцу, отцы-сослужители, матушки-игуменьи!
Милость Божия никогда не оскудевает, поэтому молясь о вас прошу Бога, чтобы вы не унывали и не испытывали тревогу за будущее. Все сможем в укрепляющем нас Господе. Мы должны быть реалистами. Мы не должны отчаиваться. Хотел бы, чтобы наше служение разрушало всякую неопределенность у нашей паствы. А поэтому, от нас требуется – сохранять верность Матери-Церкви и делать, то к чему призван каждый из нас на своем месте служения, стараясь подавать добрый пример пастве, призывая их остерегаться производящих разделения и соблазны вопреки учению (Рим. 16:17).
Будем доверять Христу, Который любит нас и никогда не оставит! Аминь.