Великомученик Пантелеимон жил и пострадал во времена, когда делать добро бесплатно считалось чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня, конечно, эта способность человеческой души встречается чаще, но по-прежнему удивляет. А все потому, что безвозмездное доброделание не является естественным для нашей души после грехопадения. Способность делать добро другим просто так, без всякой выгоды, а часто даже в ущерб себе – это сверхъестественная способность, которую мы унаследовали от Бога. Кроме Бога и человека к такому поведению не склонен никто. Это самое божественное наше свойство.
И вот в этом свойстве нашей души, как сказал Его Высокопреосвященство, в этой нашей, на первый взгляд, противоестественной способности, нам и следует возмогать, то есть укрепляться.
«Вся наша жизнь должна быть направлена именно на возмогание в благодати Божьей. А вот насколько это сделать легко или трудно, нам как раз и поможет знание жития и подвига святого Пантелеимона. Для большинства из нас он был прежде всего целителем и просим у него помощи в исцелении от разных болезней. Да, он был целителем, но благодаря чему он получил такой дар? Он молился Богу, Который его укреплял и посылал благодать для помощи страждущему. Он получил эту удивительную способность, по которой мы можем судить о его близости к Творцу. Каждый из нас, видя рядом с собой человека, способного творить добро и помогать людям, может судить о его близости к Богу. Тот, кто может делать добро другим просто так, не ожидая от них ни пользы, ни благодарности, тот может называться сыном Божиим. Тот, кто вопреки своим интересам любит врагов, помогает жестокосердным, благодетельствует неблагодарным, выручает слабых, переживает о предателях, прощает ненавистников и завистливых, кто хочет спасения всех, тот может считаться носителем образа Божьего. Так действует Бог, таким Себя явил Христос; из-за этого апостолы шли возвещать Евангелие и с радостью принимали мученическую смерть. Из-за этой способности творить добро бесплатно и переживать о спасении всех целитель Пантелеимон почитается по сей день».
При этом владыка отметил, что храм Божий остается тем местом для человека, где он может встретиться с Богом и укрепиться в Его благодати.
«Для того, чтобы познать Бога, мы должны укрепляться в любви. Чтобы стяжать благодать Божью, нам следует любить ближнего своего. Лишь тогда мир узнает, что мы являемся сынами Божьими, если будет любовь между нами. Но порой одной любви мало. Нам следует учиться и смиренномудрию. Поступать так, как поступали святые угодники Божьи. Учиться у них. Да, узы повседневных забот и проблем нас связывают, но если мы будем укрепляться в силе духа, то нам удастся укрепиться и в благодати Божьей. Христос нас никогда не оставит. Главное никогда не забывать, что человек, мы с вами – это любовь, так же как Бог – любовь. И в те секунды, в те мгновения, когда нам удается победить свое личное, свое «Я» и сделать шаг, чтобы совершить безвозмездное добро, сделать кому-то хорошо, мы становимся значительно ближе к Богу, рождаемся для новой жизни, для жизни во Христе».
Обратившись к духовенству, митрополит призвал увидеть в словах апостола совет как самим становиться примером, чтобы повести за собой паству.
«Верующему всегда легче переносить трудности жизни, если он видит, что точно такие же трудности переносит и священник. Более того, когда он видит, что тот с ними уже справился и не упал духом, а значит, сможет помочь не только словом, но и делом. Апостол Павел сегодня говорит Тимофею, что тот должен научиться от него тому, чему сам он научился у Христа. Священноначалию следует делиться благодатью, которую они получили в таинстве священства и при этом сохранять учения Церкви. Ведь священник, как говорил апостол Павел, «должен иметь душу чище самих лучей солнечных,чтобы никогда не оставлял его без себя Дух Святой,и чтобы он мог сказать: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос». Цель всякого церковного Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются. Цель же Таинства Священства иная. Священников рукополагают для того, чтобы через них спасались другие люди. Поэтому «сие заповедую вам: да любите друг друга», не ради чего-то, а совершенно безвозмездно, как это делал святой Пантелеимон. Уподобляйтесь святому, учитесь у него настоящей любви. Ведь только такая любовь, которая любит без выгоды и совершенно безвозмездно, может спасти каждого из нас и сделать нас поистине счастливыми».