Служба Погребения Пресвятой Богородицы в настоящее время получила в Церкви широкое распространение. Она обычно совершается вечером в день Праздника Успения или на 3-й день после Праздника.
Служба составлена по подобию утрени Великой Субботы, и имеет особенную торжественность, поскольку представляет собой очень искусное подражание Похвалам Великой Субботы. В песнопениях этого дня Церковь призывает верующих радоваться, сообщая нам великую надежду, что в дивном успении Богоматери, к утешению всех, явилась с особым торжеством сила Господа, Который смертью Своею и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Пресвятая Богородица «как бы сном на малое время смертью уснула, вскоре от нее, как от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу».
Радость и великое утешение для нас есть в молитвенном заступничестве Матери Божьей к Сыну своему о том, что Он ни в чем Ей отказать не может. Она есть единственная надежда грешных, прибежище отчаянных, ходатаицее Творцу непреложное, скорое заступление, милости источник, дверь милосердия Божия.
Оттого-то в Православной Церкви нет богослужения или молитв, где бы Церковь не подкрепляла своих прошений именем и молитвами ко Пресвятой Владычице нашей Богородице, где бы не благодарила, не превозносила песнопениями Взбранную Воеводу, нашу усердную Заступницу и Матерь благоутробную, Приснодеву Марию, славное Успение Которой мы торжественно празднуем.
В архипастырском обращении к прихожанам, Его Высокопреосвщенство сказал: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», — мы слышим эти слова простой женщины, слова хваления Божией Матери. Те слова, которые и в сегодняшний день являются актуальными для каждого из нас. В чём актуальность этих слов? Актуальность в том, что Христос не изменился, Христос не ушёл в древность, не ушёл в историю, не канул в лету, а Христос всегда рядом с нами. Точно также и Царица Небесная, никогда нас не оставляет. И поэтому, каждый из нас должен хвалить Матерь Божью.
Сегодняшний мир, в котором мы с вами живём, он погибает в лицемерии. Мы устами говорим, что мы хвалим Господа, мы устами хвалим Царицу Небесную, этими же устами мы просим чего – то, у Бога, Матери Божией, угодников. Но делаем ли мы так, действительно, не только на словах, но и на деле. Свидетельствуем ли мы о своей вере? Ведь когда врач назначает лекарство, приятно ли оно? Он назначает горькое лекарство, операцию, долгое лечение. Зачем? Затем, чтобы человек исцелился. И мы приходим в храм Божий для того, чтобы мы исцелились, чтобы мы очистили свою душу, а Царица Небесная нам в этом помогает.
Дорогие мои, что нам оставила Матерь Божья? Оставила ли Она свои заповеди, оставила ли она свои поучения каждому из нас? В Евангелии не так уж много мест, которые говорят о Царице Небесной. Что она нам заповедовала, помните? Она говорила: «Что скажет Он, слушайте Его». Ведь если я думаю, что это относится только к тем виночерпиям, а меня это не касается, ошибаешься. Это единственная заповедь, которая оставила нам Царица Небесная. Да весь Её Евангельский образ — «яко призре на смирение рабы своея» — образ кротости и смирения, образ послушания воли Божией, безропотного ношения Креста – исполнение этих слов, подражание Своему Сыну. Как может смотреть Мать на то, как убивают Её Сына? И при этом не вопить, чтобы отомстили. Она со слезами на глазах молится: «Сыне мой, почему Ты меня оставляешь, за что Тебя распинают?» Вот пример, Она своей жизнью показала, как нужно исполнять заповедь Христа. Она разве просила что-то взамен?».
В заключении Владыка пожелал всем положиться на волю Божью. «Нужно не только знать, что есть Бог. Тот, кто не исполняет Его волю, пребывает в руках дьявола. А для того, чтобы избавиться от смертельных объятий, нам и нужно просить Матерь Божью, исправляться не только на словах, но и на деле, для того, чтобы войти туда, где находится Она со всеми теми, кто славит Её Божественного Сына».