«Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
«Так сложилось, что чаще всего, — как сказал Его Высокопреосвященство, — своими близкими мы называем наших ближайших родственников: родителей, братьев, сестер. Но это кровная близость, которая не всегда, к сожалению, бывает духовной. Самарянин же нам показывает пример родства духовного, когда человек готов оказать милость не тому, кто этого заслуживает по рождению или положению, а всем – и плохим, и хорошим. Иметь в своем сердце милость ко всем – значит, быть готовым дарить всем людям одинаковое благо, тем самым исполняя главный закон Христов, – закон любви. В этой притче Господь говорит нам о совсем другом понимании близости человеческих отношений. Самарянин помогает иудею, несмотря на то, что они считались врагами друг другу. Не потому, что кто-то из этих двух людей испытывал к другому личную неприязнь, просто таковы были реалии того времени. Каждому из них в сознании насаждался образ врага, и как следствие чувство ненависти. И вот самарянин переступает через предрассудки, через вековые традиции, через стереотипы, которые предполагают ненавидеть, и проявляет милость. Если кто-то думает, что самарянину легко было это сделать, то попробуйте сейчас, в наше время, когда повсюду из нашей Церкви делают врага нации и государства, открыто высказать свои симпатии, или проявить милость. Иудеям внушали, что самаряне не такие, что они хуже всех, как сейчас внушают обществу мысль, что мы не такие как все, что мы хуже, – не так молимся, не на том языке говорим. Самарянин нарушил закон человеческий, но исполнил закон Божий, закон любви. Милость – это способность человеческой личности совершать дела милосердия не по справедливости, не по заслугам, а во исполнение слова Божьего. И мы должны учиться у этого неизвестного самарянина всегда наполнять свои сердца любовью Божьей. Внимать каждому слову Божьему, которое во всех случаях нашей жизни, становится тем светлым правилом, которое точно и определенно указывает нам, как должно поступать, чтобы угодить Господу. Мы, малое стадо, но именно мы должны являться теми источниками любви, которой ждет от нас Христос. Услышав сегодняшнее евангельское чтение, мне бы хотелось, чтобы каждый из нас еще и еще раз заглянул в свое сердце, и спросил себя: а где моя любовь к ближнему? Пусть он сегодня обливает меня грязью, клевещет на меня, но он по-прежнему мой близкий. Несмотря ни на что мой гонитель является носителем образа Божьего, который лежит сегодня избитый бесами весь в кровавых ранах на обочине истории. Как поступить? Пройти мимо? Ни за что. Мы должны ему помочь, проявив к нему нашу любовь. И пусть человеческие законы сегодня не на нашей стороне, Божьи законы всегда будут с нами. И не стоит ничего бояться, ведь если с нами Бог, то кто против нас?»