«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его…»
«Человеку, который невнимательно, или упрощенно относится к евангельским текстам, может показаться, что Господь осуждает богатство, поэтому и отправил богача в ад, — говорит Его Высокопреосвященство. — А раз Лазарь беден, то обязательно заслуживает того, чтобы попасть в рай. Из Евангелия мы знаем, что богатство, хотя и бывает соблазнительным и не всегда полезным для духовной жизни, не означает, что все богачи будут осуждены. И примеров тому достаточно. Богатый сборщик податей Закхей, несмотря на свое богатство был спасен со всей своей семьей. Также один из «начальников» и вождей Израильского народа фарисей Никодим вряд ли был бедным человеком. Это он ведь принёс для помазания тела Иисуса Христа сто литров дорогих ароматных масел. Мы помним, что один молодой богатый юноша не был осуждён Христом за своё богатство, по-видимому, не мешавшее ему оставаться верующим, благочестивым человеком, от юности сохранять все заповеди Божий, а узнавши о Христе, придти и поклониться Ему, как Учителю. Христос вовсе не осудил жизненного пути богатого юноши, но указал на другой путь, совершеннейший. Христос никогда не говорил, что богатые не войдут в Царство Божие, но что не войдут люди, надеющиеся на богатство, люди, которые думают, что не Бог, а богатство их спасет, люди, которые из богатства делают кумира и идола.
На примере этих двух библейских персонажей, представляющих два полюса человеческого существования – богатство и бедность, – Церковь дает как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Эта притча не только напоминание нам о страшном суде, но прежде всего яркое свидетельство великой милости Божьей. Да, Лазарь беден, но получил награду, конечно, не за нищету материальную, а за сознание своей нищеты духовной. А богач притчи был наказан за то, что этой нищеты духовной не имел, что был не только физически, но и духовно сыт, и, как на идола, надеялся на своё богатство– не ощущал потребности в помощи Божией.
Иоанн Златоуст говорит: «Не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто вожделевает много». Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто в силу своей высокой духовности ни в чем не нуждается. Мы понимаем, что Лазарь заслуженно находится на лоне Авраамовом, но как все-таки нам хочется получить все здесь и сейчас, насладиться всем тем, что можно получить от жизни земной. Вот почему вновь и вновь звучат слова Евангелия, которые заставляют нас задуматься над выбором. Вновь и вновь к нам обращается Господь с предупреждением, потому что не хочет нашей гибели. Он хочет, чтобы мы находились на лоне Авраамовом вместе с Лазарем и другими праведниками. Но для этого мы должны меняться, должны испытывать потребность не в материальном богатстве, а в богатстве духовном, чтобы нас всегда мучила жажда питаться божественными соками, исходящими от Лозы-Христа, подающимися нам за трапезой Господней, за святой Евхаристией».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви