«Беда современного общества, – сказал Его Высокопреосвященство, – а значит и наша с вами общая беда состоит в том, что в нашей жизни так мало примеров истинной любви.
Конечно, это не означает, что любви вовсе нет. Очевидно же, что если Господь есть, а Он есть Любовь, и Он всегда с нами, то даже пусть этот мир лежит во зле и ненависти, любовь в нём все равно присутствует, – и она никогда не прекратится. Дело всё в том, что людей, жизнь которых является воплощением истинной христианской любви, не показывают по телевизору. Их не увидишь на страницах глянцевых журналов. Они всегда незаметны, но от этого их влияние на духовное и культурное единство человечества, на нашу общую душу, трудно переоценить. Бог создал единую душу человека, только одну, душу Адама. Адам – это и есть все мы, одна душа. Как наш организм един, как мы все связаны кровно, генетикой, так и духовно все мы связаны. Меняя своё сердце, наполняя его любовью, добротой, милосердием, будет меняться и мир вокруг нас, потому что будет меняться общечеловеческая душа. Есть много такого в этом мире, о чем мы судить не можем. Есть много тайн, которые рационально объяснить нельзя. Разве можно объяснить, почему именно Иоанна Богослова Христос назвал Своим «возлюбленным учеником»? Церковь называет его апостолом любви, но разве другие ученики Христа не были апостолами любви? В сердце каждого из них горел огонь любви к людям и Богу. И именно ради этой любви они пожертвовали своими жизнями и были казнены теми, кого они любили больше всего на свете. Нам хорошо известно, что Господь решительно был против всякого стремления среди учеников к верховенству. «Не стремитесь к первенству в Моей Церкви», – говорил Он. И при этом добавлял, «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Эти слова в полной мере относятся к Иоанну Богослову. Он стал первым из учеников, Кого больше других возлюбил Божественный Учитель и стал слугой всем. Недаром именно ему Он вручил заботу и попечение о Своей Матери. Его преимущество перед другими ученикам было только в том, что он первый воспринял самую важную и самую необходимую заповедь о любви и яснее других передал её нам. Вся его жизнь является образцом истинной христианской любви, к которому каждый из нас должен стремиться».
По словам владыки, понятие любви многогранно и многомерно, но нынешний мир хочет сделать его одномерным.
«Чувство любви он сводит к одному – к взаимоотношениям ради удовлетворения полового (сексуального) влечения. А ведь святой апостол в своих посланиях призывает любить друг друга совсем по-другому. «Будем любить друг друга, – учит он, – потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Он часто повторял слова: «дети мои, любите друга». А когда его спрашивали, зачем он так часто повторяет эти слова, отвечал, что в этих словах заключается весь закон. Учил любить не на словах, но на деле, потому что любовь на словах, не подкрепленная конкретными поступками, мало приносит пользы. Необходимо любить человека, видя в нём прежде всего носителя образа Божьего. Только такая любовь способна приблизить нас к Богу. Только тогда мы сможем почувствовать и увидеть Его своими сердцем. Но прежде чем стяжать такую любовь, необходимо очищать своё сердце. Чтобы Бог жил в человеке, нужно учиться жить и чувствовать, как Бог. Нужно учиться иметь в сердце такую же любовь, какую имел Господь. А начинать нужно с того, чтобы возлюбить тех, кто рядом с нами. Ведь не любя ближнего, и Бога нельзя искренно полюбить».
Поздравляя всех с праздником, Запорожский архипастырь пожелал нести в этот мир любовь.
«Но наша любовь не предполагает всепрощение. Грех всегда был и остаётся грехом, как бы его сейчас не называли. Но грешный человек заслуживает нашей любви. Той настоящей чистой и святой любви друг к другу, о которой говорил Иоанн Богослов. Какой прекрасной и счастливой стала бы наша жизнь, если бы в нас жила искренняя и самоотверженная любовь к Богу и ближним. Без такой любви нет, и не может быть истинного христианства. Будем же становиться искорками такой любви для каждой души человеческой, которая на свою беду пока блуждает во тьме, но не теряет надежды озариться светом нашей любви».