«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».
Исключительная польза этих слов апостола Павла для душ нынешних православных христиан, как сказал в своей сегодняшней проповеди Его Высокопреосвященство, состоит в том, что наша печаль о земном, к великому сожалению, для нас значит больше, чем печаль ради Бога.
«Наша печаль о мирском: о потерянном имуществе, достатке, зарплате, об умершем, – бесполезна для нашей души, хотя бы потому, что ничем не вознаграждается. Более того – эта печаль разрушительна для самого скорбящего. Такою печалью печалились Каин и Исав. Только одна печаль полезна – печаль о наших грехах. Но такая ли печаль приводит чаще всего человека в храм? Он может и свечи ставить каждый день и креститься истово, и вид иметь благообразный – но ведь на сердце его лежит печать другой печали, не о своих грехах, не ради Бога. Где сердце ваше – там и сокровище ваше. Сердце таких людей наполнено сожалением и скорбью о потерянном или неисполненном. Апостол сегодня говорит нам о важности святости нашей души. А откуда она начинается? А начинается она со страха Божьего. С понимания и осознания себя как самого последнего грешника. Именно страх Божий заставляет человека скорбеть о своих грехах. И только такая скорбь способна принести пользу для нашей души. Опечалившись, задумавшись над своей жизнью, над своими поступками, человек становится на путь исцеления – печаль его врачует. Ради такой печали мы должны разогревать в своей душе страх Господень, являющийся для нас той самой исключительной добродетелью без которой не воспитать в душе благоговейного отношения к Богу. Опасение оскорбить Бога нарушением Его воли развивает в нас особенную бдительность, смирение и молитву. Христианин, исполненный страха Божия, благоговеет перед Богом, почитает Его гнев величайшим несчастьем, а потому старается, чтобы не прогневить Бога. Через страх Божий верующий преодолевает животный страх, получая любовь к Богу и людям. По словам апостола Иоанна, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви».
Владыка еще отметил, что огромная польза страха Божьего состоит еще и в том, что он ведет к мудрости.
«Бояться Бога – не значит, что «Боженька накажет», как это делают порой некоторые бабушки в отношении непослушных внуков. Ветхий завет связал мудрость и богобоязненность. «Начало мудрости – страх Господень». Знакомое всем с детства выражение «побойся Бога» традиционно используется в тех случаях, если хотят человека усовестить или пристыдить, заставить одуматься. Без страха Божьего человек никогда не узнает, как хранить святость своей плоти и святость своего духа. Мы все состоим из духа и души. И в одном и другом нам нужно совершенствоваться, достигать высшей степени. Достичь же этого можно только одним путем: дух возвышая познанием, а душу – любовью. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас размышлял над этими словами апостола. Размышлял, обогащая дух новыми познаниями о добре и зле, а душу любовью. Чтобы мы хранили чистоту своей плоти и своей души. Чтобы страх Божий не становился страхом наказания, а становился печалью ненароком обидеть Бога своим необузданным поступком или гневным словом, недостойными мыслями или низменными чувствами. Только такая печаль приведет нас ко спасению и будет полезна для нашей души, потому что ведет не к смерти, а к бессмертию».