Свою сегодняшнюю проповедь владыка начал с предложения обратить внимание на слова апостола Павла о печали ради Бога и мирской печали.
«Что такое печаль? Печаль – это скорбь, переживание человека о потерянном, или не сбывшемся. Но когда возникла первая печаль? Был ли человек сотворен с этим чувством? Конечно же, нет. Печаль появилась сразу после грехопадения. А скорбеть человек начал оттого, что увидел свои недостатки. Стал стесняться, появился стыд. Все упирается в то, что грех, это тот водораздел, который раз и навсегда отделил нас от Бога. Но это может быть временным, потому что человек является венцом творения Божьего. И он не оставлен Богом. Бог всё равно помогает ему, помогает ему вернуться назад в райские царские обители. Но опять же, при одном условии – при желании на то самого человека. Мы знаем, что наши болезни – есть последствие греха. Только одни борются со своим недугом, а другие – нет. Им кажется, что уже ничего сделать нельзя и лишь скорбят. Скорбят по прежней здоровой жизни, по прежним утехам. Но есть немало и тех, кто не хочет только скорбеть, а делает всё, чтобы выздороветь. И дело здесь не только в силе воли. Состояние скорби, если с ним не бороться, только усугубит болезнь. Это мирская скорбь, которая только разрушает душу и тело. А скорбь родных и близких? Разве она может им помочь? Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу прямо говорит о том, что ни одна скорбь еще никого не воскресила. Более того, скорбь порождает уныние, отчаяние, ропот на Бога. Мирская скорбь вводит человека в такое эмоциональное и морально- психологическое состояние, справиться с которым в одиночку бывает очень трудно. А всё дело в том, что этим уже воспользовался дьявол и он не захочет так просто отпускать свою жертву. Вырваться же из его тенет человеку без помощи Божьей не удастся».
По словам Его Высокопреосвященство, есть только одна скорбь, которая помогает человеку в его желании вернуться к Богу.
«Это скорбь о своих грехах. Но даже здесь есть одна уловка, на которую попадаются многие православные христиане, когда просят прощения у Бога и скорбят из-за своих грехов, потому что не хотят лишиться милости Божьей, которой они были наделены раньше. В такой скорби нет раскаяния, нет любви к Богу. А есть только сожаление о временных трудностях. Только тот скорбящий о своих грехах приобретает пользу от скорби, кто готов отказаться от прежней греховной жизни. Кто истребляет грех и всё то, что им порождено. Только та печаль врачует, которая исходит из сердца, наполненного любовью к Богу, а не к себе. Из сердца, в котором глубокое сожаление о своей вине и о той боли, которую мы причиняем Богу и Его Матери. Когда мы проливаем горькие слезы от осознания своих грехов, препятствующих нам вступить в Царствие Небесное. Слёзы, благодаря которым наступает примирение со своей совестью, и мы утешаемся. Ибо блаженны плачущие, потому что они утешаться. Печаль по Богу, в отличие от мирской, никогда не ввергает человека в отчаяние, а напротив, утешает и внушает ему мысль, что скорби не нужно бояться. «Не бойся, снова прибегни к Богу. Он благ и милосерд, Он знает, что человек немощен и помогает ему».
В заключение проповеди прозвучало пожелание печалиться о Боге не из страха наказания, а из страха сделать Ему больно.