«При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
«У обычного человека, не знакомого с духовной жизнью, – сказал Его Высокопреосвященства, – эти слова апостола Павла могут вызвать недоумение. Хотя чаще всего они воспринимаются как безумие. И действительно, как это смерть может стать приобретением? Наша жизнь есть приобретение и всё, что происходит с нами во время земного существования, тоже есть приобретение. Вся наша жизнь – сплошное приобретение. То образование, то знания, то пропитание, то работа, то карьера и так далее. Но что человек может приобретать своей смертью? На самом же деле всё просто и понятно. Человек, который живёт праведной жизнью в уповании на скорую встречу с Господом, после окончания своего земного пути, приобретает возможность встретиться с Ним. Но много ли среди нас таких, кто бы радовался такой возможности, такому приобретению? Совсем другое дело радость от приобретённого автомобиля, или какой-нибудь другой дорогой вещи. Так неужели вещь для нас может быть дороже встречи с Самим Господом? Если да, то значит, мы ещё не живём душой, а подчиняемся своим низменным инстинктам, живем страстями. «Только живите достойно благовествования Христова …» – призывает нас апостол Павел. Его слова должны заставить каждого из нас задуматься над своей жизнью и ответить на один вопрос, какой жизнью мы живем: жизнью духа или жизнью тела? Только не стоит думать, что ответить на этот вопрос просто. Дело в том, что биологическую жизнь нельзя отделить от духовной, а духовную от биологической, они – нераздельны».
При этом, как сказал Владыка, не следует забывать о том, что не только эти жизни, но и эти смерти нераздельны.
«Но что значит для человеческого существа биологическая смерть? Для человека неверующего это означает одно – прекращение всякой жизнедеятельности организма. Конец, финал. Для человека же верующего – дверь в новую жизнь, переход в новое состояние, где уже нет времени. Апостол называет это состояние приобретением. Но приобретением для человека, который жил духовной жизнью. Весь смысл нашей временной земной жизни во встречи со Христом. Если бы только каждый человек мог знать, что его ждет после смерти, какая радость уготована в райских царских обителях, он непременно бы жил этой радостью и считал свою смерть приобретением».
В заключение Владыка напомнил о том, что все беды и несчастья, которые происходят с человеком, есть не что иное, как подтверждение неразрывной связи его земной жизни с той, которая уготована ему в будущем.
«Всё, что происходит в нашем обществе, все эти нестроения, все эти беды и скорби есть отголосок того ада, к которому человека толкает дьявол, подыгрывая его страстям. Если ничего не предпринимать, если не задумываться о своей бессмертной душе, то перехода в новую жизнь может и не быть. Человеческая душа попадёт в ад, который начал готовиться для неё еще на земле. И пока у нас есть время, мне бы хотелось, чтобы каждый из нас уже сейчас начал подготовку к встрече с Господом и мог с уверенностью повторить за апостолом Павлом его слова: «жизнь для меня – Христос, и смерть – приобретение».