Поле Пастушков находится примерно в двух километрах к востоку от Вифлеема и в ста метрах от «Shepherd’shousehotel», где обычно останавливаются паломники из Украины. Поле Пастушков арабы называют Бет-Сахур. Это место связано с откровением Ангела Господня пастухам о рождении Христа: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Поклонившись новорожденному Спасителю, пастухи вернулись назад, «славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было». С тех пор это место, названное Полем Пастушков, стало местом паломничества. В IV в. св. царица Елена преобразовала естественную пещеру, где находились пастухи во время откровения, в храм с мозаикой и купольными сводами, посвятив его Богородице, Иосифу Обручнику и трем пастухам. Гробница этих блаженных пастухов, по свидетельству блаженного Иеронима, и согласно местному преданию, находится в западной части пещеры. Стоит отметить, что из всех храмов, построенных св. Еленой на Святой Земле, только этот сохранился в своем первоначальном виде, остальные были со временем разрушены и отстраивались заново.
В V в. над пещерой-храмом был построен небольшой храм в форме бабочки, от которого сохранился мозаичный пол с некоторыми украшениями и надписями. В VI в. он был разрушен, а на его месте император Юстиниан построил величественную мраморную базилику, остатки которой сохранились до наших дней. В 614 г. персы убили всех монахов, живших в монастыре (он существовал здесь уже с IV или V в.), и разрушили храм. На его месте в 632 г. патриархом Иерусалимским Модестом была построена новая большая церковь. Во время арабского господства в Палестине (638-1099) здесь снова существовал монастырь, окруженный теперь высокими стенами для защиты от набегов по примеру других монастырей Иудейской пустыни. Монашеское братство жило в монастыре Пастухов до XI в., когда он полностью был разрушен крестоносцами (1099-1190). С этого времени обитель окончательно запустела и существовала уже только в качестве храма-пещеры, куда приходили в те трудные времена господства арабов и турок редкие паломники.
В 1971 г. Иерусалимская Патриархия приняла решение строить на этом месте новый большой храм, после чего были проведены археологические раскопки. Строительство трехнефной купольной базилики началось в 1978 г. под руководством игумена монастыря св. Саввы Освященного Серафима, а летом 1989 г. состоялось ее освящение. Храм, построенный недалеко от пещеры, посвящен Собору Пресв. Богородицы, св. Пантелеимону и Собору Архангелов и всех Небесных Сил.
Первый в Палестине общежительный монастырь был основан Феодосием Великим в 476 году около пещеры, где по преданию, приходившие на поклонение Христу волхвы, останавливались на отдых на обратном пути. Греческий паломник Иоанн Фока, посетивший Святую Землю в 1185 году, так описывает этот монастырь. «Возвращаясь в Святой град (из монастыря мар Сабы) не через лощину, а через хребет, обрящешь за шесть миль от него монастырь преподобного отца нашего Феодосия киновиарха. Монастырь этот окружен различными пиргами, а перед ним на вержение стрелы подальше есть камора, в которой, как явствует из жизни Святого, в его руке воспламенились угасшие угли. Среди монастыря стоит храм, имеющий на высоте кругловидную крышу, и под ним пещера, в которой находится гроб Святого, и вблизи него разные каморы, в которых лежат останки великих Святых. Спускаясь по ступенькам пещеры, встретишь боковое отверстие другой пещеры, вшедши в которую ученик Святого Василий устроил себе гробницу, по повелению Святого, как значится в Патерике, и в течение сорока дней во время молитвенных собраний виден был поющим вместе со Святым и братиями». Монастырь Феодосия существовал до начала XVI в., когда был разорен турками, после чего долгое время был в запустении. В 1898 г. Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией, которая шла с 1914 по 1952 гг. На территории монастыря имеется древняя пещера. Над пещерой– остатки храма, построенного до VI в. Слева от лестницы при спуске в пещеру хранятся мощи мучеников, пострадавших от персов 614 г. В самой пещере много чтимых святынь: гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен – Евлогии, матери преп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери преп. Саввы Освященного. Здесь вначале покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой, которые ныне находятся в Полоцке. В самом конце пещеры – пещера Волхвов, где они останавливались на обратной дороге. В пещере имеется почитаемая храмовая икона Погребения преп. Феодосия Великого. Сами мощи преп. Феодосия хранятся в храме Гроба Господня. В главном храме монастыря имеются икона преп. Феодосия Великого в мраморном кивоте, иконы преп. Сергия и преп. Евфросинии Полоцкой.
Лавра Саввы Освященного, куда затем отправились паломники, также как и монастырь преподобного Феодосия, находится в Иудейской пустыне.
Он был основан в 484 году и является одним из древнейших. Насельниками монастыря в разное время были Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, Филумен Святогробец.
Среди реликвий и святынь мощи Саввы Освященного и других палестинских святых.
Настоятелем является Иерусалимский Патриарх, управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников. На сегодняшний день территориально Лавра преп. Саввы Освященного находится на территории Палестинской национальной администрации. Насельниками обители являются 18 монахов, доминируют среди которых греки, но есть в том числе румынские, сербские и русские монахи.
Монастырь имеет мощные стены, построенные и укрепленные в разные периоды, среди которых в самых высоких точках особо выделяются две сторожевые башни.
Дальше путь паломников лежал в город Хеврон, где находится подворье Русской Духовной Миссии. По мнению местных историков, Хеврон считается одним из самых древних городов мира. Его построили потомки Енака, седьмого патриарха после Адама. По преданию, сам Адам был создан из красной земли, взятой на месте теперешнего Хеврона. В этих местах до сего дня встречается почва темно-красного цвета. По изгнанию из Рая прародители, согласно преданию, жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. Местные жители так и зовут её «Пещерой Адама и Евы». После разлучения с Лотом вблизи Хеврона поселяется Авраам, и здесь же по преимуществу проходит жизнь последующих еврейских Патриархов. И когда Авраам узнал о пленении Лота, отсюда он предпринимает блестящий поход для его освобождения. Здесь он получил в ночном видении откровение о 430-летнем египетском рабстве своего потомства. Здесь от Агари был рожден Исмаил. Здесь произошли и три важнейшие события всей жизни Авраама – заключение завета Божия и установление обрезания; рождение долгожданного сына от Сарры и явление Бога в виде трех Ангелов.
Владетель всей Ханаанской земли по обетованию, Авраам до самой смерти своей жены Сарры не имел в собственности ни одного её куска, хотя к тому моменту прожил на ней уже 60 лет. Смерть Сарры заставила Авраама купить поле с пещерой около Хеврона.
Библейский рассказ о покупке Авраамом пещеры Махпелы свидетельствует о необычайном благородстве её ханаанского владельца и всех хевронцев (Быт. 23,6-11).
После Сарры в свой черед тут погребают и самого Авраама, и Исаака, и Ревеку. Иаков хоронит здесь свою жену Лию, а переселившись в Египет, заповедует своим сыновьям положить себя в Махпеле.
При разделе земли Обетованной Хеврон снова был выделен среди других городов. Город, имевший большое значение в жизни Авраама и других патриархов, освященный стопами Божиими, он вошел в число 48 городов Израиля и 6 священных городов, предоставлявших право убежища для совершивших неумышленное убийство. После смерти царя Саула в Хеврон, главный в то время город колена Иудина, приходит Давид. В нем он провозглашается царем над коленом Иудиным, и город становится столицей царства Давида. Отсюда он вступил в борьбу с наследником Саула Иевосфеем.
В Хевроне Давид был провозглашен всеизраильским царем, над ним совершилось торжественное помазание на царство. И до сего дня Хеврон остается одним из важных по своему религиозному значению городом для мусульман, иудеев и христиан.
Священное древо Авраама. Предание указывает на знаменитый Мамврийский дуб, представляющий собой одно из древ той дубравы Мамре, у которой произошло первое в мире явление человеку Святой Троицы. В самой Библии не говорится о каком-то определенном дубе, но свидетельства о нем появляются уже в I веке по Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом, то есть Великаном. Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. Древнейшее христианское предание свидетельствует об уважении, которым окружали хевронский дуб иудеи, христиане, мусульмане и язычники. Возле этого дуба летом устраивались празднества в воспоминание о явлении Божием Аврааму, сопровождавшиеся большой ярмаркой. Император Константин разрушил идольский алтарь около дуба и построил храм «дивной красоты». Затем, по свидетельству блаженного Иеронима, дуб возле храма Константина был срублен, и он видел только его пень. Но начиная с XII века паломники, и, в частности, игумен земли русской Даниил вновь посещают и описывают священный дуб Авраама.
Дуб Мамврийский – по-арабски «синдиан» – принадлежал к особой палестинской породе. Он представлял собой древнее и крупное дерево. О его возрасте свидетельствовали и внушительный обхват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских деревьев. Главный ствол его имел у земли в окружности 7 метров. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая о том, что своей величавой сенью он некогда дал приют от полуденного зноя Трем Ангелам, гостеприимно встреченных здесь Авраамом. Листья этого дуба мелкие и продолговатые с зубчиками по краям. Верхний лиственный навес обнимал пространство около 95 шагов в окружности и давал очень густую тень. Сейчас недалеко от корня дуба растет еще два дуба, уже больших. Паломники окрестили их дубами Авраама и Сарры. Рядом с древним уже засохшим стволом Мамврийского дуба вот уже несколько лет зеленеет молодой дубок. После знакомства с историей и многочисленными достопримечательностями Хеврона, сделав несколько фотографий на память, паломники вернулись в Вифлеем.
Поле Пастушков – подземная церковь, устроенная в пещере, где в ночь Рождества Христова пастушкам явились Ангелы, возвестившие миру о рождении Спасителя.
В двух, примерно, километрах к востоку от Вифлеема находится Поле Пастушков, арабы называют его Бет-Сахур. Это место связано с откровением Ангела Господня пастухам о рождении Христа: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Поклонившись новорожденному Спасителю, пастухи вернулись назад, «славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2, 16). С тех пор это место, названное Полем Пастушков, стало местом паломничества. В IV в. св. царица Елена преобразовала естественную пещеру, где находились пастухи во время откровения, в храм с мозаикой и купольными сводами, посвятив его Богородице, Иосифу Обручнику и трем пастухам. Гробница этих блаженных пастухов, по свидетельству блаж. Иеронима и согласно местному преданию, находится в западной части пещеры. Стоит отметить, что из всех храмов, построенных св. Еленой на Святой Земле, только этот сохранился в своем первоначальном виде, остальные были со временем разрушены и отстраивались заново.
В V в. над пещерой-храмом был построен небольшой храм в форме бабочки, от которого сохранился мозаичный пол с некоторыми украшениями и надписями. В VI в. он был разрушен, а на его месте император Юстиниан построил величественную мраморную базилику, остатки которой сохранились до наших дней. В 614 г. персы убили всех монахов, живших в монастыре (он существовал здесь уже с IV или V в.), и разрушили храм. На его месте в 632 г. патриархом Иерусалимским Модестом была построена новая большая церковь. Во время арабского господства в Палестине (638-1099) здесь снова существовал монастырь, окруженный теперь высокими стенами для защиты от набегов по примеру других монастырей Иудейской пустыни. Монашеское братство жило в монастыре Пастухов до XI в., когда он полностью был разрушен крестоносцами (1099-1190). С этого времени обитель окончательно запустела и существовала уже только в качестве храма-пещеры, куда приходили в те трудные времена господства арабов и турок редкие паломники.
В 1971 г. Иерусалимская Патриархия приняла решение строить на этом месте новый большой храм, после чего были проведены археологические раскопки. Строительство трехнефной купольной базилики началось в 1978 г. под руководством игумена монастыря св. Саввы Освященного Серафима, а летом 1989 г. состоялось ее освящение. Храм, построенный недалеко от пещеры, посвящен Собору Пресв. Богородицы, св. Пантелеимону и Собору Архангелов и всех Небесных Сил.
Киновия Феодосия Великого: пещера волхвов, гробницы св. пустынниц.
Находится в 11 км к востоку от Вифлеема на месте пещеры, в которой, по преданию, останавливались волхвы после поклонения Младенцу Иисусу Христу.
Главный храм — современной постройки. На территории монастыря имеется древняя пещера. Над пещерой — остатки храма, построенного до VI в. Слева от лестницы при спуске в пещеру хранятся мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 г. В самой пещере много чтимых святынь: гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен — Евлогии, матери преп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери преп. Саввы Освященного. Здесь вначале покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой, которые ныне находятся в Полоцке. В самом конце пещеры — пещера Волхвов, где они останавливались на обратной дороге. В пещере имеется почитаемая храмовая икона Погребения преп. Феодосия Великого. Сами мощи преп. Феодосия хранятся в храме Гроба Господня. В главном храме монастыря имеются икона преп. Феодосия Великого в мраморном кивоте, иконы преп. Сергия и преп. Евфросинии Полоцкой.
Лавра св. Саввы Освященного – главная обитель в Пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав
Недалеко от Иерусалима, в Иудейской пустыне находится замечательное место, являющееся ярким и достойным примером монашеской жизни – это Лавра прп. Саввы Освященного. Строгий устав, аскетическая жизнь монахов, каждодневные службы – все это не менялось с момента основания Лавры. Следует заметить, что именно устав Лавры преп. Саввы Освященного распространился и был взят за основу по всему православному Востоку. Редко какой монастырь в середине V в. мог похвастаться таким количеством иноков как Лавра. Еще при жизни основателя монастыря – прп. Саввы Освященного, в монастыре уже было около 5 тыс. иноков.
И сегодня этот монастырь является самым крупным из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита).
Описание, сделанное в начале XII века русским паломником игуменом Даниилом, актуально и по сей день: «Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.»
Лавра прп. Саввы Освященного имеет такие храмы и скиты:
* Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос)
* Пещерная церковь Николая Чудотворца (Феоктистос)
* Церковь Собора свв. Архангелов
* Новая неизвестная церковь
* Часовня-усыпальница Саввы Освященного
* Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
* Часовня Георгия Победоносца
* Часовня Иоанна Крестителя
* Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне
* Часовня Иоанна Златоуста
* Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)
* Скит Иоанна Молчальника
* Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
* Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия)
* Скит Иоанна сына Ксенофонта
* Церковь Софии (матери Саввы Освященного)
На территории Лавры построены две башни. Одна из них, сторожевая, находится в самой высокой точке монастыря и является первой постройкой монастыря. Называется она «башней Юстиниана», т.к. была построена на деньги, полученные св. Саввой в дар от императора Юстиниана во время его последнего посещения Константинополя в 531 году в возрасте 92-х лет. В наше время в этой башне расположена библиотека с уникальной коллекцией книг, свитков. Вторая башня имеет название «женская», потому как она служит гостиницей, в которой могут останавливаться женщины. Ведь строгий устав Лавры запрещал пребывать женщинам на ее территории. Правило это никто не отменял и запрет на вход женщин в Лавру действует до сих пор. А построена «женская» башня еще во времена Святого Саввы для его матери Софии.
Отдельного упоминания заслуживает знаменитая финиковая пальма, которая растет в монастыре и была посажена самим святым Саввой. Известна эта пальма тем, что именно ее листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия. Пальма засохла в 1954 году, но на ее месте выросли две новых, имеющих такие же чудодейственные свойства. Употребляют листья для лечения только после сорокадневного поста в виде заваренного на листьях чая.
В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни величайший богослов и автор множества церковных песнопений Иоанн Дамаскин (675-753). Монахи и сейчас показывают его келью и могилу. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.
В основании скалы, на которую опирается Лавра св. Саввы Освященного, бьет непрерывно ключом источник чистой воды. Эту святыню даровал Христос чудесным образом монастырю по молитве преп. Саввы, чтобы монахи не испытывали нужды ходить за водой многие километры по пустыне. И вправду, ведь этот источник является единственным в пустыне, который непрерывно источает воду и утоляет жажду, как отцов-савваитов, так и паломников.
Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали св. Савву вернуться в мир и вступить в брак, юноша для себя открыл другой мир. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель прп. Евфимия Великого. Но прп. Евфимий (память 20 января/2 февраля) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.
После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере. Лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и св. Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Прп. Евфимий внимательно следил за жизнью инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Прп. Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда прп. Евфимий отошел ко Господу (473г.), св. Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители прп. Герасима Иорданского. Через несколько лет к прп. Савве стали собираться ученики, желающие получить знания и повторить монашеский подвиг, все, кто хотел иноческой жизни. Так и возникла Великая Лавра. Первым их храмом была церковь, устроенная в пещере. Преподобный Савва отошел ко Господу в 532 году, в возрасте 93 лет. За свою жизнь cв. Савва основал около семи обителей. В 1256 году его нетленные мощи были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, а 12 ноября 1965 года были возвращены обратно в основанную им Лавру. Они и по сей день находятся там и от них происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных.
Хеврон — один из самых старых городов Палестины. Находится он в 36 км от Иерусалима. По преданию, сам Адам был создан из красной земли, взятой на месте теперешнего города Хеврон. В этих местах до сего дня встречается почва темно-красного цвета. Согласно преданию, после изгнания из Рая прародители жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. Местные жители так нарекли её «Пещерой Адама и Евы».
Здесь, в Хевроне, жил Авраам с Сарой и ему было явление св. Троицы под Священным Мамврийским Дубом, предрекшее Аврааму рождение сына Исаака. В главной святыни Хеврона — пещере Махпеле, согласно монотеистической традиции, были похоронены первые люди, Адам и Ева, а также библейские патриархи и их жёны — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. Здание, стоящее на месте их предположительных захоронений, сохранилось, по меньшей мере, со времён Ирода.
В Хевроне Давид был провозглашен всеизраильским царем, над ним совершилось торжественное помазание на царство.
В наши дни Хеврон остается одним важных по своему религиозному значению городом для мусульман, иудеев и христиан.
Священное древо Авраама — Мамврийский дуб
Знаменитый Мамврийский дуб, представляющий собой одно из древ дубравы Мамвре, у которой и произошло первое в мире явление человеку Святой Троицы. В самой Библии не упоминается какой-то определенный дуб, но свидетельства о нем появляются уже в I веке Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом (великаном). Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. И согласно преданию, конец времен наступит тогда, когда Мамврийский дуб не даст ни одного зеленого листа.
В настоящее время дуб представляет собой почти засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, когда многие паломники нещадно обрывали со священного дерева кору. Последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 года. В последний год ХХ в. около засохшего ствола появился молодой корневой побег, что дает нам всем надежду на выживание дерева.
Мамврийский дуб обнаружил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверяя свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. Поэтому в 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастало священное древо. Место стало привлекать русских паломников, так постепенно площадь владений Русской Церкви расширялась. В XX в. поблизости дерева Авраама был выстроен монастырь Святой Троицы.