«Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
Если задуматься над этим словами апостола Павла, как сказал Его Высокопреосвященство, в своей сегодняшней проповеди, то станет понятно какая высокая ответственность перед Богом лежит на каждом из нас.
«Но что значит для нас слово «храм»? В современном понимании это культовое здание, где совершаются богослужения. Это то место, где Богу во время этих богослужений приносится жертва. Но почему именно так называет нас Апостол? И что значат для нас стены этого храма, и чем они являются для каждого из нас? Конечно, первое, что приходит на ум, это наше тело. Но ведь, если посмотреть шире, то стенами может быть и всё, что нас окружает, вся наша внешняя жизнь. В то же время и та жизнь, которую мы созидаем. И вот, если рассматривать с этой точки зрения, то возникает естественный вопрос: а созидаем ли мы эту жизнь, строим ли то красивое здание, которое уготовано для Самого Бога? И если строим, то где должен пребывать Господь, где тот Жертвенник, где приносится жертва Ему? Конечно, еще с Ветхого завета мы знаем слова «сыне, дай Мне свое сердце». Сердце – это как раз и есть тот Престол, на котором должен пребывать Господь, Бог живой, Бог всего видимого и невидимого. Но в первую очередь – Бог человека. Но кого возводит на этот престол современный человек? Каждый это делает по-своему. Но чаще всего, это место занимает грех в разных его ипостасях, но только не Бог. Это может быть любая человеческая страсть, которая превращается в идола. И всё это происходит оттого, что человек попросту не понимает главного предназначения своего сердца. Не понимает, что сердце должно быть местом для Бога, а не средоточием страстей и греха. Непонимание этого, нежелание становиться храмом для Бога живого, нежелание созидать стены этого храма, в конечном счете, могут обернуться гибелью, – сначала души, а потом и тела. Так происходит, если человек в основу своей жизни ставит не Бога, а свое собственное Я.
Если внимательно посмотреть на нынешнюю жизнь, то, что является главной приметой нашей жизни, её главной чертой? В первую очередь, это, конечно, пренебрежение чужим мнением. «Я так хочу, а раз так, то мне безразлично понравится это кому-нибудь или не понравится. Главное, чтобы нравилось мне», – вот самая популярная позиция. Нигилизм и непризнание моральных авторитетов приводит к тому, что человек уже не стены храмы строит, а разрушает то, что было. Грех гордыни – ведет к разрушению храма, который по благодати Божьей должен стать храмом Бога».
По словам владыки, опасность такого греха как гордыня, заключается в том, что это грех сатаны, это первая страсть, которая появилась задолго до сотворения людей.
«Гордыня – это грех сатаны, который правит миром страстей и греха. Он постоянно соблазняет человека и, конечно же, не станет учить его кротости и смирению и другим добродетелям. Самое страшное, что этот мир сначала соблазнит, увлечет человека, а потом исковеркает и уничтожит его. Да, мы созданы Богом для того, чтобы быть храмом, чтобы стяжать благодать Духа Святого. Но что мы делаем для того, чтобы исполнить это предназначение? На каком фундаменте мы собираемся строить здание нашей веры, и насколько прочны будут наши стены? Господь хочет, чтобы мы с Ним соединились, чтобы мы на самом деле стали для Него храмом. Но для этого мы должны измениться духовно. Человек слаб и немощен как физически, телесно, так и духовно. И от этого он часто падает, а его помыслы направлены не к Богу, а замыкаются на его плотских желаниях и ощущениях. И, тем не менее, именно он может стать тем храмом, который уготован для Бога. И если он действительно этого хочет, хочет, чтобы его сердце стало местом, где будет Бог, ему следует всё плотское перевести в плоскость душевного и духовного. А сделать это можно только с помощью Церкви и евангельских заповедей, благодаря которым ум и сердце наконец-то наполняться не земными помышлениями и ощущениями, а духовными. Человеческая душа должна постоянно наполняться Духом Святым, Божественной благодатью. Только так она сможет стать тем нерукотворным духовным храмом, о котором сегодня говорит нам апостол Павел».