«Возьми бремя мое тяжкое греховное, Благоутробне, и даждь ми слезы умиления» – поется сегодня во время чтения Великого Покаянного Канона святителя Андрея Критского. Наша душа, чувствуя это бремя греховное, все больше и больше взывает ко Господу о помиловании и умилении. Просит Его, распятого за людей, чтобы снял это бремя тяжкое греховное, чтобы отнял тяжесть греха, которая давит и не дает сердцу воспрянуть и служить Богу, живя по заповедям Его.
Если попытаться определить квинтэссенцию сегодняшнего дня, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, то это будет обращение к Богу с просьбой научить нас каяться, чтобы покаяние стало смыслом всей нашей жизни.
«Мы просим Бога, чтобы наши слезы покаяния помогли нам в исцелении. Просим помочь избавиться от грехов, потому что грех – это самое невыносимое явление в жизни человека. Бремя греха давит и не дает человеку вздохнуть. Не дает нам радоваться жизни и по-настоящему жить. Грех стремится нас раздавить, и мы чувствуем, как много грехов наших, как невыносима эта тяжесть на нашей душе. Как хочется освободиться от этой тяжести, получить умиление от Господа, и Его любовь. Мы просим Господа о помощи, потому что сознаем свою немощь и неспособность избавиться от грехов самостоятельно. Избавление от бремени – это тяжкий труд. Вот почему мы еще просим святых, чтобы они помогли нам.
Сегодня мы читаем последнюю часть покаянного канона Андрея Критского, но не заканчивается наше покаяние. Это не значит, что мы перестанем помнить о своих грехах. Покаянный канон должен стать для нас тем нотным станом, на котором пишется композитором партитура того или иного произведения для последующего исполнения музыкантами. Так должны поступать в будущем и мы. Слушая покаянный канон, слово Божье, вникая в написанное, пребывая на богослужениях, мы будем работать над своей душой. Будем в точности повторять все то, что написано для нас, для нашего исполнения.
Бремя греха – тяжкое бремя, взывающее к нашему сознанию, к нашему сердцу о покаянии. Наша душа томится от тяжести греховной. Но нам дан путь Великого поста, чтобы получить слезы умиления, ту радость, которую приносит нашей душе снятие бремени грехов, покаяние, Таинство исповеди. Чтобы мы все больше стремились к этому Таинству. Как становится легко нашей душе, когда Господь снимает тяжкое бремя грехов. Господь любит нас. Он взошел на Крест, чтобы нам напомнить, что Он пришел снять это тяжкое греховное бремя с наших душ, чтобы дать нам радость, дать нам почувствовать, что есть любовь, что есть сама жизнь, что есть сама радость. А иначе только скорбь и печаль.Так пусть же радость умиления будет для нас всегда самой важной и самой желанной, избавляющей нас от скорби и печали, давая нам возможность почувствовать как приятна жизнь с Господом, жизнь по Его заповедям и как она тягостна без Него».
По окончании своей проповеди владыка пожелал своей пастве добиваться не только собственного преображения, но и становиться свидетелями преображения нашего общества.
«Желаю всем нам возрождения нашей души, которое невозможно без нашего покаяния. Чтобы мы ненавидели грех, уходили от него, от тех искушений, которые нам посылает сейчас враг рода человеческого. Чтобы освободившись от бремени греха и страстей, мы снова почувствовали жизнь и радость жизни».