19 января православные отмечают один из самых древних праздников христианской церкви – Крещение Господне или Святое Богоявление. Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие или Крещенский Сочельник. Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица – Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Как отметил в своей проповеди Его Высокопреосвященство, этот праздник с древних времен носил название дня Просвещения и праздника Светов.
«Такое имя он получил потому, что Бог есть Свет и Он является нам, «сидящим во тьме и сени смертей», чтобы просветить нас и спасти по благодати Своей. В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. Крещение для нас становится, в сущности, духовным просвещением, мы получаем прощение грехов и возрождаемся для новой, духовной жизни. Но до конца ли понимает современный человек, что стоит за словами «новая духовная жизнь», что даруется ему в таинстве Крещения? Если бы человек понимал, какое это счастье и какие это дает возможности для нашей души, то на земле не осталось бы ни одного некрещеного. Дары и блага Крещения превосходят всё, что есть в нашем мире, так же как жизнь превосходит смерть, здоровье – болезнь, спасение – гибель. И если сразу и прямо сказать, то вечная жизнь в Божием Царстве открыта лишь для крещеных людей. Ребенок слишком мал, и еще не в состоянии осознать, что произошло с его душой, какие начались изменения, как благодать таинства преображает его. Но процессы эти уже начались, реакция, выражаясь научным языком, запущена. Важно только не останавливать этой реакции. Конечно, было бы очень просто: окунулся в воду, – и тут же, как по волшебству, как в сказке Ершова, сразу человек становится и красивым, и добрым, и отзывчивым, и умным. Вот почему для нас этот день еще и день Просвещения. День, когда мы сможем спросить себя: а насколько я смог воспользоваться тем даром, который дал мне Господь, насколько благодать Божья проникла в мое сердце и возродила меня для жизни духовной? Крещение – это первое из таинств Церкви или, как еще говорят, дверь в Церковь Христову. Церковь – дом Божий, а Крещение – дверь. Крещение для нас остается единственным способом вступить в вечное Царство Божественной благодати. Невозможно войти в рай тому, кто некрещен. Радость и счастье духовной жизни возможны лишь для принявшего таинство Крещения. Не может исповедоваться во грехах или причаститься Святых Таин некрещеный, так же как не может он освятить свой брак Венчанием или в тяжелой болезни пособороваться. Иными словами, свобода от груза грехов, благословение Божие в жизни, единение с Господом возможны только для крещеных людей. Мы рождены в крещенской купели для жизни вечной. Однажды родившись, мы уже никогда не умрем. Наша душа будет жить вечно. Вот только где: в райских царских обителях или в муке вечной? Чтобы наша душа не погибла, в мир приходит Христос, чтобы наша душа избрала Божий путь, путь богообщения. Вот, что такое для нас сегодняшний день, день Просвещения. Только просветившись благодатью Духа Святого, мы сможем наследовать Царствие Небесное».
По словам Владыки, сегодняшний праздник должен напоминать нам о необходимости нашего просвещения, очищения, вразумления, понимания и постижения учения Христа.
«Принимайте Дух Святой в таинствах Церкви, поскольку только в таинствах мы можем почувствовать, как Бог являет нам Свою благодать.
Но Благодать – это еще и сочетание нашей веры и наших деяний на благо Церкви. Горите нашей верой, свидетельствуйте о ней каждым своим словом, каждым своим поступком, каждым прожитым днем».
После совершенного чина Великого освящения воды, Запорожский митрополит поздравил всех с праздником и попросил своих духовных чад никогда не забывать, для чего совершается освящение воды.
«Вода, которую мы сегодня освятили, является для нас символом Божественной благодати. Эта вода получила Божественную энергию, и будет напоминать нам о пути, которым шел наш Господь. Теперь этот путь выбираем мы с вами. Каким он будет? Если мы будем идти вместе с Христом, то этот путь не будет трудным. Ибо «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых – легкое бремя. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове – любовь. Вначале возможно будет немного трудно, но впоследствии – легко. Бремя Христова Креста – легкое, очень легкое бремя. Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет – впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение. Сегодня каждый из вас понесет домой воду, которая поможет в несении бремени земной жизни. Каким именно образом она поможет, и как будет применяться, каждый решает сам. Одним она нужна, чтобы справиться с болезнями, укрепить тело и душу, другим – окроплять дом, квартиру, рабочее место. Но при этом мы должны помнить, что святая вода способна привести к желаемым переменам, если мы сами будем духовно перерождаться, станем изменять себя к лучшему, избавляясь от грехов».