Как заметил затем в своём обращении Его Высокопреосвященство, Господь слышит все наши молитвы независимо от того, на каком языке они возносятся, главное – чтобы они исходили из глубины нашего сердца.
«Рождались нашими чистыми и любящими сердцами. Это единственное, чего хочет от нас Господь. Хочет, чтобы мы избавились от греха и наполнили свои сердца любовью. Ведь Он страдал и умер ради любви к нам, умер за всех нас. И теперь мы, как говорит сегодня апостол Павел, должны жить не для себя, а для Того, Кто умер за нас и воскрес. В этом должен быть смысл нашей жизни. Не просто вести учет дням и ночам, а ценить и совершать только то, что поможет войти в Царствие Небесное. Без этого не спасти бессмертную и бесценную душу. Этот мир погибает. И не нужно обладать особыми знаниями и способностями, чтобы это понять. Но у человека всегда есть шанс спастись, – шанс обратиться к Христу, чтобы наполнить свою душу Божественной благодатью. Стремиться к источнику этой благодати, припасть к которому можно не только в храме Божьем во время богослужений, но и дома во время молитвы. Господь никому не откажет, если обращение будет искренним и доверительным. Если мир этого еще не понял и не осознал, у него есть мы. Мы – свидетели любви Божьей. Своей верой и любовью мы свидетельствуем этому миру, что Бог – единственная спасительная сила, девствующая в мире. Причем законы любви заложены Богом не только в основу человеческого бытия, они действуют повсюду. Стоит ученому открыть какой-нибудь закон природы, как он в нём тут же обнаруживает закон любви, установленный Творцом. И как бы наш современник ни старался этот закон не замечать, переделывать, или искажать его, – ему все равно это не удастся».
По словам владыки, всё, происходящее сегодня с нашей родиной, есть результат человеческой гордыни и человеческого самомнения, когда Божьи законы хотят заменить человеческими.
«Бог изливает Свою любовь на каждого из нас. А чем мы платим за это, как мы Его благодарим, и благодарим ли вообще? Наш долг молиться за всех. Не только за тех, кого мы любим и кого считаем своими близкими, но и за тех, кто не признает любви Божьей, кто отворачивается от Бога. Уже хотя бы этим мы сможем уподобиться Христу. Сегодня Церковь обращается ко всей своей пастве, чтобы Господь нас вразумлял. Чтобы мы могли открыть наши духовные глаза, и наконец-то увидеть в каких грехах мы пребываем. Тот, кто отсекает свою жизнь от Христа, отсекает свою душу от Бога, обрекая её на муки вечные. Тот, кто отворачивается от Церкви, отворачивается от Христа, потому что Христос есть глава нашей Церкви. И трагически ошибаются те, кто пытается превратить Церковь в политический институт, в инструмент достижения своих земных, меркантильных целей. У них ничего не получится, потому что Церковь, по учению святых отцов, есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законами Божьими, священноначалием и таинствами, где действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке. По словам апостола Павла, Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всём». А о каком обожении человека может идти речь там, где во главу угла положен не Христос, а человеческая выгода и прагматичный расчёт. На таком «краеугольном камне» Церковь не построить».
В заключении своих слов Запорожский митрополит, пожелал при выборе своего жизненного пути, руководствоваться не собственной выгодой, а любовью ко Христу.
«Если общество будет обращать внимание на свои пороки и пытаться избавиться от них, общество будет исцеляться. Сегодня мы являемся с вами проповедниками для этого общества. К сожалению, проповедников сегодня очень много, – все говорят и пишут, от чего слово перестают ценить. Мы не можем молчать. Наши слова лишь тогда станут действенны и проникнут в душу другого человека, если они буду исходить из глубины нашего сердца и являться результатом не только нашего жизненного, но и духовного опыта. Человек сразу чувствует, какие слова искренние, а какие искусственные и не внушающие доверия. Даже если их прежде спрятать в кружева словесной витиеватости и глубокомыслия. В нашем обществе много проблем, много болевых точек, поэтому наша проповедь о Христе должна вестись с учетом всех существующих проблем и болевых точек. Если общество духовно деградирует, мы должны говорить об этом. Но только тогда нас услышат и прислушаются к нашим словам, если мы сами станем примером для этого общества. Будем же очищать свои сердца, наполняя их благодатью и любовью. Делиться этой любовью и свидетельствовать этому миру о любви, и тогда этот мир обязательно изменится к лучшему».
Под сводами собора сегодня звучали молитвы не только на традиционном языке богослужений нашей Церкви, – церковнославянском, но и на украинском, белорусском, русском, болгарском, польском, чешском, греческом, немецком, грузинском, английском, ассирийском и других языках.
По окончании Божественной литургии был совершен благодарственный молебен, призванный продемонстрировать миру как единство веры, так и любовь к родной земле всех народов, проживающих на территории современной Украины.
По благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия благодарственные молебны в этот день совершались во всех храмах Украинской Православной Церкви.