«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
«Из данного евангельского фрагмента, – говорит Его Высокопреосвященство, – явствует, что некоторые ученики Христа усомнились, увидев Его там, где им и надлежало быть. Но что такое сомнение? Для человека, который занимается наукой, и кто ничего не принимает на веру, кроме того, что уже доказано и подтверждено практически, сомнение есть способ делать новые открытия. Иными словами сомнение – такой склад ума, в котором возникает воздержание от окончательного суждения. Возможно поэтому подавляющее число ученых атеисты. Для апостолов же усомниться – значит не иметь твердой веры. Но очень скоро Христос развеял всякие их сомнения. А как быть тем, кого посещают такие же сомнения? Нередко приходится слышать от человека, который жалуется, что мол, в Бога верует, в храм ходит, и молится, и свечи ставит, а чуда не происходит. Получается, что такой человек ходит в храм не ради встречи с Богом, а ради чуда. И это его сомнение порождает ропот и нежелание куда-то двигаться. Сейчас мы продолжаем радоваться Пасхе Христовой, а ведь немало тех, кто уже и забыл о том, что Пасха Христова продолжается и что Господь пребывает с нами до скончания века, о котором Он говорит апостолам. Но о каком веке идет речь? Конечно же, не только о земном. Господь говорит, что будет оставаться с нами всегда: и в этой земной жизни и в жизни вечной. Сомнение, то есть неверие слову Божьему заслоняет человека от Бога. Сомнение возводит такую стену, которая ограждает нас от Божественной благодати. А где нет благодати, там нет и радости, там нет и веры, что Христос воскрес для каждого человека. Вот почему так важно, чтобы мы, называющие друг друга братьями и сестрами во Христе, то есть теми, кто уверовал в Воскресение Христово, должны возвещать об этом присутствии Божием в мире, явленном во Христе для спасения людей. Иными словами, проповедовать Евангелие – значит являть своей жизнью – и только потом уже словом – эту новую силу, что Христос жив, что наша жизнь и смерть неотделимы от Его победы.
Вся история человечества раскрывается таким образом, будто суд над Христом продолжается. Но теперь народы и их вожди поставлены перед свидетельством о Христе Воскресшем, которое является спасением их или осуждением в зависимости от того, как они принимают это свидетельство.
Воскресший Христос говорит Своим апостолам и нам с вами, чтобы мы шли в мир и учили. Но не как в школе, где есть учитель, есть задание и есть оценка. Оценки в этой «школе духовной жизни» будем ставить уже не мы, а Сам Господь. Мы знаем, что Христос воскрес. И это знание для нас непоколебимо, и должно быть равнозначно тому, чтобы идти и учить других этому. Если же желания учить и возвещать другим эту благую весть, нет, то значит, и нет подлинного знания, что Христов воскрес, и тогда нам самим самое время садиться за парту».