Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг — они всюду вникают, всем интересуются, обо всем спрашивают. К новым впечатлениям и знаниям их побуждает не внешнее принуждение, а внутреннее желание удовлетворить свое любопытство. Куда потом все исчезает, а главное — почему? В том числе и в воскресной школе. И что делать?
Над темой размышляет Липа Татьяна Леонидовна, руководитель воскресной школы «Знамение» храма иконы Божией Матери «Знамение с. Великая Знаменка.
Почему батюшка в платье?
Вот оно! Не вопрос, а просто игрушечка. И не надо никаких наводящих упражнений и заданий. Просто бери и начинай урок. Прямо на самой вершине Мамай-горы. Тут сейчас собралась вся наша воскреска отметить начало учебного года.
Батюшка Анатолий немного задержался на требах и приехал к нам прямо в подряснике. А Кирилл сегодня впервые был в храме. Он видел батюшку на службе в облачении. Там все было понятно. Это форма такая. Но зачем он приехал на пикник в таком длинном черном платье?
На ходу начинаем рассказывать Кириллу и ребятам, что это за «платье» такое. И почему батюшка его надел. Вот так и получился наш первый урок.
Идем к крутому обрыву Днепра.
— А что это там, на том берегу?
— Никополь. Смотрите, справа на горизонте — трубы Энергодара. А внизу, вдоль Днепра — наша Великая Знаменка. На этом месте всегда получаются классные фотки. Смотрите все сюда и помашите мне рукой.
Батюшка читает молитву о защите творения Божия. Некоторые слова звучат непривычно и странно. Понятно только, о чем сама просьба. Интересно, что думают про это дети:
- А вы знаете, ребята, что такое творение Божие?
- Это наш мир вокруг нас. Наша Мамай-гора. Наше село внизу. Город на том берегу. И тот, с трубами на горизонте… А можно нам спуститься вниз, к воде?
— Без взрослых туда нельзя. Смотрите, какой крутой обрыв. Вода размыла берег и там очень опасно.
— Родители говорили, что наше село уходит под воду. Это правда?
— К сожалению, да. А вы знаете, ребята, что на этой горе, ниже по течению, был монастырь? Была иконописная мастерская. В нашем храме есть иконы из этого монастыря. Теперь он под водой. Там же несколько улиц нашего села.
А вода продолжает разрушать берег. Уже половину Мамайки размыла. Скоро и этой части горы не станет. Летом тут работают археологи. Ведут раскопки. Чтобы сохранить нашу историю. Пока под водой все не исчезло.
Давайте тоже сделаем что-то хорошее для этого места. Перед отъездом возьмем и наведем тут порядок, соберем весь мусор. Оставим только что-нибудь вкусненькое под кустиком для лесных зверушек.
— Татьяна Леонидовна, пойдемте скорее с нами. Посмотрите, что мы там нашли!
Идем вместе в заросли колючей акации и молодых дубков. Там виднеется какая-то изгородь, обложенная камнями и черепами животных. Ага, все понятно. Дети нашли что-то похожее на святилище. После археологов осталось.
- Смотрите, что там за деревьями? Ямы какие-то.
- Это дома такие в земле. Наверное, изучали здесь ямную культуру, делали себе жилища как древние люди.
- Тут что, люди жили? А кто это был?
- Да, на Мамай-горе находят следы многих народов и цивилизаций. Самые известные из них скифы. А вы были на скифских курганах? Пойдемте, я знаю дорогу. Они тут в нескольких шагах, за деревьями.
Быстро собираем компанию любознательных следопытов и бегом смотреть курганы.
- Ой, а что это такое — курганы?
- Могилы скифских царей. Знаете, как они появились? Воины прямо в своих шапках приносили землю со всей нашей степи. И высыпали над могилой. Чем выше курган, тем больше почестей царю. Представляете, сколько было у него воинов. Посмотрите, какие громадины насыпали. А их тут не один, и не два, а целых четыре стоят в ряд друг за дружкой. Длинные и высокие…
— Тут столько травы. Как мы туда заберемся?
— Да, трав тут очень много. Самых разных. Вместе с землей приносили семена трав и цветов. И теперь тут растет много разных растений. Вон там сейчас сорвем чабрец. Заварим чай.
Наконец взбираемся на вершину. Какое все внизу маленькое!
— Эге гей! Идите к нам! Тут так классно! Только осторожно. Трава очень скользкая.
— Давайте сделаем фото. Что это за корягу вы там нашли? Берите в руки. Как будто мы тоже археологи.
— Да, жалко будет, если вся эта наша Мамай-гора уйдет под воду. Тут столько всего интересного. И так здорово отдыхать…
Через две недели уже в Запорожье. Остров Хортица. Соревнования по гирям. Нас встречает Владимир Иванович:
— Хотите увидеть Ласточкино гнездо? Такое как в Крыму. Тогда быстрее все за мной, а то потом времени не будет.
Спешим за нашим провожатым к берегу Днепра.
— Там обрыв! Осторожно! Возьмите за руки малышей. Смотрите, вон остров Байда. Знаете, кто раньше носил это имя? Правильно, атаман войска Запорожского.
Одним ухом слушаем рассказ про это «гнездо» и Байду. А самих так и тянет свеситься головой через перила. Но нельзя! Дежурные по периметру. Пару фоток для родителей можно. Какая тут у нас красота! Пусть порадуются…
— Ой, смотрите! Тут на плакате дядя Толя! И Настя! А вон там Женя и Ангелина. И Вы, Татьяна Леонидовна! В каком году это было? Где мы тогда соревновались?
— Мы были на Великом Лугу. А еще раньше — в урочище Сагайдачного и у Дуба. Ему семьсот лет. Помните? Тут раньше Запорожские казаки жили. Землю нашу охраняли.
Живых казаков мы потом увидели в конном театре. Там еще были пушки. И кони. И много разной утвари старинной.
— А как вашу лошадку зовут?
— Персик. Он у нас знаменитость. На нем Михаил Боярский в фильме про Тараса Бульбу снимался. Хотите посидеть попой на том месте, где сидел Боярский? А кто такой Тарас Бульба знаете?
— Знаем, в школе учили. А лошадке не больно, что у нее во рту железки?
— Слушайте, ребята, помните в летнем лагере мы говорили про казаков? По каким они правилам жили. Как в походы ходили, землю нашу защищали. Теперь наша очередь защищать родной край. Не давать в обиду ни близких, ни природу.
А как это сделать? Что мы можем? Некоторые даже еще писать не умеют. Да и те, кто умеет, пишут как курица лапой. А уж как рот откроют, то и вовсе беда. Лучше бы помолчали иногда. То каша во рту, ничего не разберешь. То всякие нехорошие слова лезут. Или кляузы друг на дружку наговаривают. Как нам с этой бедой справиться?
— А хотите научиться писать японской ручкой?
— Что это за ручка такая?
— Простая деревянная ручка с перышком. Такой наши бабушки и дедушки писали. Чернилами. Урок этот называется каллиграфия. В переводе с греческого «красиво писать».
— А зачем нам красиво писать? У нас есть компьютеры и мобильные телефоны. На кнопочки понажимал, экран проскролил и все готово! Не надо делать лишних движений, ничего придумывать и запоминать даже. Разве это на здорово?
Оказалось, что нет. Лень никакой пользы нашему мозгу не приносит. А уж про наши души и характер и подавно говорить нечего. Ну когда тут лень была полезной?
На первые уроки малышей привели родители. Чтобы научились красиво писать. За ними и старшие подтянулись. Оказалось, что там не только учат буквы перышком рисовать, а еще как звуки правильно произносить и слова выговаривать. И даже как от вредных слов избавиться. Вот у Насти, например, ну никак не получается уследить за своим языком. Так и срывается постоянно это мучное словечко…
А, может, стоит задуматься, почему так происходит? Почему не получается? Возможно ли человеку самому, без Божией помощи, побороть свои дурные наклонности? Давайте попросим Господа, чтобы вразумил нас и просветил своей благодатью, дал нам силы бороться с грехами. Эта просьба называется молитва. Мы с вами будем учиться все делать с молитвой и по благословению.
Согласитесь, разве это не удивительно — пришли просто почерк исправить, а учимся жить в общении с Господом, по Его заповедям и в согласии друг с другом, с окружающим миром.
Есть ли место для любознательности на уроках в воскресной школе? Не знаю, насколько важно знать ответ на этот вопрос. По-моему, главное — чтобы там всегда было время и место для удивления. Ведь любовь к знаниям (любознательность) начинается с удивления. Искреннего и неподдельного. Разве не удивительно увидеть промысел Божий в окружающем мире, в нашей истории, в своих друзьях и близких, и в самих себе. Неужели это все я — человек! Образ и подобие Божие! Чудо чудное. Диво дивное. Так много могу знать и умею делать. И еще большему могу научиться. В любом возрасте. Так совершенно устроен и поставлен над этим миром, чтобы беречь его и украшать собой и своими делами. Во славу Божию!