Сердечно поприветствовав всех с великим праздником, Его Высокопреосвященство напомнил о тех достоинствах отца Серафима, благодаря которым он снискал любовь и уважение со стороны тысяч его современников.
«Сегодня мы его называем святым, преподобным и богоносным отцом Серафимом. А в свое время он был простым старцем, который всю свою жизнь провел в монастыре, в пустыньке, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, никому никогда ничего не доказывал. Сегодня весь мир вспоминает его. Среди нас есть как те, кто глубоко верит, люди церковные, как и те, кто только приближается к храму, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру. Есть люди высокопоставленные, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все молитвенно прославляем святого, потому что чувствуем его силу и его помощь.
И все это благодаря его вере, кротости, смирению. Если выражаться современным языком, святой имел те черты, те добродетели, которыми могут обладать и многие из нас. Мы их можем иметь, как Божий дар, но при этом не развивать их, не работать над своей душой. Не поступать так, как учил апостол Павел: «Если вы живете по Духу, то Духом и поступать должны». Если не работать над своими талантами, то они так и останутся бесполезным кладом, лежащим на дне океана нашей души. Отец Серафим постоянно называл себя убогий Серафим, но при этом с радостью встречал всех, кто к нему приходил. Вся его жизнь, все его слова были проявлением высшей христианской добродетели, – добродетели любви. Он развивал в себе все человеческие добродетели, все то, что сейчас нами, современными людьми, попросту игнорируется. Очень важно имея веру и кротость, не останавливаться на этом. Если бы отец Серафим остановился, осознавая свою убогость, осознавая свою греховность, он не стал бы святым, впал бы в уныние и отчаяние. Осознавая свое недостоинство, он старался исправиться, он старался двигаться вперед, он старался наполнять свою душу Богом. За свою жизнь он побывал купцом, монахом, отшельником, молитвенником-столпником. Тысячу дней находился в молитве на камне».
Серафим Саровский, его жизнь, его подвиг для нас, как сказал владыка, нынешних православных христианах есть живой опыт, живой пример.
«Это практическое развитие тех добродетелей, которые мы получили от Бога. Ошибаются те, кто думает, что это возможно только монахам и тем, кто решил уйти из мира, посвятив свою жизнь отшельничеству. Мы сейчас не в монастыре. Но что мешает нам вырабатывать в себе добродетель кротости и смирения? Что мешает нам перестать роптать и отчаиваться? А как быть с главной добродетелью – любовью, когда вокруг столько ненависти и злобы? Как научиться любить врага своего? А разве не любил преподобный Серафим тех, кто его чуть не убил? Разве он осуждал тех, кто клеветал на него и строил ему всякие пакости? Он не просил у Бога наказания для них, а вразумления. А как поступаем мы? Много ли в нас любви? Память святого – это возможность заглянуть в свою душу и сравнить себя со святыми. Спросить себя: хотим ли мы исправляться, хотим ли стать лучше? Как врач никогда не сможет поставить правильный диагноз, пока не узнает все о симптомах болезни, так и мы не сможем стать лучше, пока не определим все свои недостатки».
В заключение Запорожский митрополит пожелал жить по Духу, как это делал преподобный отец Серафим, поскольку живущий по Духу, живет в радости, любви и мире.
«Мы с вами стали свидетелями того, как все меняется в мире, когда человеческие законы перестают быть связаны с моралью и нравственностью. Когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законов, но при этом оставаться законопослушным гражданином и жить нравственной жизнью, если жить по Духу, а не по страстям».