По словам Его Высокопреосвященства, православного человека в храм приводит вера в Христа и в Его Воскресение, но при этом он может быть не уверен в правильности своих отношений с Богом.
«Вера у нас общая, она всех нас объединяет, но вот уверенность человека в себе, что он действительно Христов, – у каждого своя. Об этом каждый человек судит по себе, по своим ощущениям. Можно хвалить человека, прославлять его, восхищаться его добрым сердцем и его благородными поступками, только вряд ли это сделает его ближе к Богу, если, конечно, он сам не стал ближе к Нему внутренне. Еще есть люди, которые не нуждаются в чужом мнении, потому что сами себя восхваляют, только и от этого нет никакой пользы. Как говорил апостол Павел, не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. Вот почему кроме веры в Бога, православный человек должен быть ещё уверенным в своих отношениях с Богом. Если же этого чувства нет, его необходимо воспитывать. Любая уверенность человека в себе всегда связана с положительной оценкой его возможностей. Если же эта оценка слишком высока, то речь уже будет идти о самоуверенности. А отсюда и вера может пострадать. К сожалению, в последнее время мы становимся свидетелями того, как из-за своей самоуверенности некоторые становятся на путь предательства Христа. Их вера уступает место самоуверенности. Они убеждены в том, что Христос Своей смертью заплатил за прощение их грехов не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем. А раз так, то и смысла доказывать свою веру, больше нет. Ни к чему теперь добрые дела, ни к чему акты милосердия и любви. Отныне такие люди предпочитают строить отношения уже не с Богом, а с людьми. Вот только наши отношения с Богом, отличаются от отношений с людьми. Наши отношения с другими людьми, какими бы крепкими они ни были, имеют оттенок непостоянства. Отношения же с Богом совсем другие. Бог вечный и неизменный, а это значит, что и отношения наши с ним должны быть вечными и неизменными. Если мы называем себя православными, то своими добрыми делами мы не только подтверждаем это имя, но и делаем наши отношениями с Богом более прочными и надежными. Тем самым воспитываем в себе внутреннюю уверенность в том, что отношения человека с Богом должны быть именно такими».
Как сказал еще владыка, несмотря на большое количество примеров ослабления веры у современного человека, прежде чем начать его осуждать, лучше порассуждать.
«Лучше заглянуть внутрь своего сердца и спросить: а достоин ли я быть ему судьёй? Не превращаюсь ли я в фарисея, который осудил мытаря? Быть настоящим христианином – не только видеть в себе образ Божий, но и во всех, кто нас окружает. Если человек христианин, носит имя Христа, он должен стремиться соответствовать Евангельским заповедям. Все Евангельские заповеди – о любви: к Богу, к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Но при этом не следует думать, что православный человек должен только любить и всем все прощать. Любовь к ближнему предполагает еще и строгость, и желание помочь. А как хирург может вылечить больного, не причинив ему боли? А врач, который выписывает лекарство, разве он не знает, что оно горькое? Каждый из нас наверняка сталкивался со строгостью врачей, но при этом мы понимали, что только такое поведение является для нас единственно спасительным. Точно также происходит, когда один православный хочет указать на недостатки другого. Но при этом следует помнить, что строгость к ближнему требует прежде строгости к себе. Некоторые, будучи не просто уверенными в правильности своих отношений с Богом, а скорее самоуверенны, зная и читая заповеди, при этом никоим образом не хотят им следовать, а только учат других. А чтобы таких случаев было как можно меньше, или чтобы их вообще не было, нам следует всегда помнить, что мы не просто верующие люди, не просто православные, мы – братья, сестры и матери Самому Богу».