Сегодняшний праздник дает повод задуматься не только о христианских добродетелях, о тех качествах души, которые пытается воспитать в себе каждый честный человек, но еще и задуматься о том, что не только смерть мученическая и исповедническая может считаться подвигом, но и сама жизнь.
«Мы знаем, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — что Вера, Надежда, Любовь, эти маленькие девочки, чью память мы совершаем, приняли мученическую смерть за Христа. Но что предшествовало их гибели? И разве каждый человек, в каком бы возрасте он ни был, способен совершить такой подвиг? Подвиг – это доблестный, героический поступок, который человек совершает в необычных, трудных условиях, требующих от него мобилизации не только физических, но прежде всего духовных сил, потому что он понимает, что погибнет, но все равно идет на это. И у святых дев были такие силы. Их давал им Господь. Юные отроковицы были воспитаны своей матерью в любви к Иисусу Христу. Они не скрывали своей веры и открыто исповедовали её перед всеми. Их короткая жизнь является для нас образцом истинной жизни во Христе и любви к Господу. Но это вовсе не означает, что наша готовность идти за Христом неминуемо закончится на Голгофе. Если человек всей своей жизнью открыто и ничего не боясь свидетельствует о своей вере, это вовсе не означает, что впереди его неминуемо ждет мученическая кончина. Вера, Надежда и Любовь пожертвовали своими юными жизнями, совершили подвиг, и за это причислены Матерью-Церковью к лику святых. Но разве вся их жизнь не меньший подвиг? Разве в самой их жизни мало героического? Вся история нашей Церкви свидетельствует, что во все времена достойно и мужественно исповедовать Христа было сродни подвигу. И сегодня, когда человек идет за Христом, исполняет все Его заповеди, он становится неудобным для этого мира, который привык во всем искать удобства и комфорт. Мир хочет его уничтожить без явной угрозы для его жизни. Он пытается его соблазнить, утверждая, что для достижения цели все средства хороши. Цель, мол, оправдывает средства. Но разве это так? Разве можно войти в чистый храм с ногами, оскверненными грязью дороги? Сегодня человека, чтобы он не боролся со своими грехами, объявляют святым, и все, что он делает, называют святостью. А ведь все это ничто иное как уловки дьявольские. Мир заставляет нас забыть, что Христос страдающий, что Он пришел в этом мир ради нас, чтобы Своей смертью искупить наши грехи. А нам пытаются внушить, что страданий никаких не было и значит с грехами бороться не нужно. А ведь все это, в конечном счете, приведет к расслаблению в духовной жизни. И уже человеку не нужен будет подвиг юных святых дев и тысяч других мучеников. Такое духовное расслабление приведет к тому, что такому человеку не захочется нести свой крест. А отказавшись от своего креста, он откажется и от Господа. А ведь Христос прямо нам говорит, что «тот, кто отказывается от Меня, от того и Я отказываюсь». И разве не в этом главная цель мира? – лишить нас любви Божьей. Чтобы этого не произошло, мы должны искать прежде всего Божьего, а не земного, искать спасения своей души, следовать за Христом. Не приспосабливаться к этому погрязшему в страстях и соблазнах миру, не боясь свидетельствуя о нашей вере, честно исполняя заповеди Божьи. Это трудно. И каждый из нас это хорошо понимает. Но разве Вере, Надежде и Любви было легче? А их матери Софии? Их жизнь, их мученическая смерть должны убеждать нас в том, что для людей, укрепляемых благодатью Божьей, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению силы духа и мужества. Так пусть же Господь по святым молитвам юных отроковиц укрепляет и нас в нашей христианской вере и в нашей добродетельной жизни, давая нам силы твердо следовать за Христом».