«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Раскрывая духовный смысл сегодняшней притчи, Его Высокопреосвященство еще раз напомнил о том, что она не о скорби и несчастьях земной жизни, напротив, она учит основам человеческого счастья.
«Указывая на наши предрассудки, Господь раскрывает нам истину. Этой притчей, Он как бы ставит перед нами зеркало, смотрясь в которое каждый сможет для себя решить: как ему жить дальше. Ведь земная жизнь является тем единственным временем, которое дается нам для того, чтобы приготовиться к вечности. Как мы распорядимся этим временем? В чем видим главный критерий счастья? Господь как раз и указывает нам на самый распространенный человеческий предрассудок – видеть счастье в материальном достатке. Иными словами, жить по тем законам, которые диктует тело – вкусно есть и сладко спать. Но это вовсе не означает, что Христос призывает нас отказаться от всего насущного, будто бы только нищие могут попасть в рай, а богатым вход туда закрыт. Вовсе нет. Немало богатых, которые за свою веру в Христа удостоились высокой награды. Сегодняшняя притча не о проблемах, которые уготованы бедняку в земной, а богачу в жизни вечной. Она о нас, о нашем понимании счастья, и о наших взаимоотношениях с Богом. Все, что человек имеет в этой жизни, получено им от Бога, не понимание этого, расточительное отношение к тому дару, которым наделил Господь богача, – а способность зарабатывать большие деньги является даром, талантом, выстроив изначально неправильно свои отношения с Богом, в итоге приводит к тому, что богатый становится ниже нищего. В этой притче интересно еще и то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах. Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь».
Поздравляя прихожан с престольным праздником, Его Высокопреосвященство пожелал им учиться быть счастливыми на земле.
«Богач ошибся, видя счастье в земных утехах, растратил неразумно свою жизнь и данные ему благословения, пировал и гулял, и слишком поздно осознал эту ошибку. Бог не дал ему второго шанса спастись, как не даст и тому, кто разбазарит данные ему благословения и не сможет понять простой истины, что подлинное счастье не покупается за деньги. Если будем бежать за счастьем – оно будет бежать от нас, а если наоборот – оно будет бежать за нами».