Духовная жизнь человека, как сказал Его Высокопреосвященство, не подчиняется привычному круговороту дней и лет, но тоже проходит определенные стадии.
«Вот как раз о том, на какой стадии мы сейчас находимся: стадии рассвета или заката? – следует каждому задуматься. В дни Великого поста особое значение приобретает роль духовной жизни, духовного подвига, тех уникальных примеров, когда простой человек оказывается способным пройти путь от великого грешника до великого праведника. И каких бы глубин греховного падения он не достиг, благодатное восстание всегда возможно, но возможно только благодаря истинному покаянию, вере, молитве и, одновременно, помощи Божией.
Но прежде чем определить какие стадии духовной жизни переживает верующий, необходимо сначала решить, что же называть духовной жизнью. Духовная жизнь – это исполнение заповедей Божьих и желание встретиться с Господом. Это не разовая акция – пришел в храм и поставил свечку, помолился. Молиться, конечно же, надо, и в храм ходить надо. Но этого мало, вернее недостаточно. Есть в математике такое понятие «необходимое условие и достаточное условие». Так вот, для того, чтобы жить духовной жизнью необходимо, но не достаточно только ходить в храм. Это как прощать не только тех, кто попросил прощения, но и тех, кто прощения не попросил. Господь в Нагорной проповеди призвал нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного». Речь идет о людях, причиняющих нам зло, которые проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Заповедь не только предписывает нам прощать их, но даже благотворить и молиться за них.
Жить по духу – значит избегать всего, что мешает нам встретиться с Богом. Спешить в храм не для того, чтобы испросить милости, но и для того, чтобы насладиться встречей с Господом. Духовная жизнь предполагает исполнение духовных законов, установленных Богом, и главный из них – закон любви. Наша душа поражена грехом и нуждается в покаянии. Но только тогда в покаянии мы получаем прощение грехов, когда сами простили всех, кто вольно или невольно причинил нам зло. Каждый день мы неоднократно произносим молитву Господню «Отче наш». Если мы не простили ближнему, то не имеем права произносить эту молитву, потому что говорим неправду. Спаситель явил нам высочайший пример любви и абсолютного незлобия. Но для того, чтобы понять это и осознать, как в повседневной жизни могут применяться духовные законы, нельзя полагаться на человеческую логику. Нужно просто верить в абсолютное их действие: если мы прощаем причинившего нам зло обидчика, который даже и не думает просить у нас прощения, то Господь, видя наше смирение, подаёт всесильную помощь. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Сейчас время Великого поста. Он должен стать для нас постом не только телесным, но прежде всего духовным. И чтобы преуспеть в нем, нужно учиться владеть собой, смиряться, быть кроткими. Не надо осуждать хозяев чужого дома, в котором вам подали в пост скоромную пищу, не надо пренебрегать и отказываться. А дома у себя потом можно восполнить этот пробел усилением телесного поста, главное – духовного, то есть не раздражаться и не осуждать. Постясь телесно, как учат святые отцы, поститесь духовно, не дерзите никому, не осуждайте, и тогда этот пост станет для нас тем фундаментом, на котором будет построена дальнейшая духовная жизнь, исполненная веры, любви и добра».