В середине Четыредесятницы святая Церковь выставляет верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.
«Смысл сегодняшнего праздника, — как говорит Его Высокопреосвященство, — заключается в том, чтобы Крест Господень, который является для нас символом победы Христовой над смертью, вдохновлял и давал новые силы к терпению в подвигах. Ведь «Древо Крестное» во все времена остается для нас символом нашего спасения и неиссякаемым источником сил для духовного путешествия в Небесный Иерусалим. Насколько радостно, утешительно и вдохновенно для нас, находящихся на середине пути к Пасхе Христовой, звучат слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Насколько важно для человека, который проводит свое время в посте и молитве, исповедуя свои грехи, продолжать верить в милость Божью. Иначе осознание своей греховности может привести человека к отчаянию и унынию, что уже есть грех. «Посыпание головы пеплом», как это делается в некоторых религиях, признание своих грехов без веры в любовь Божью, лишь умножает печали. Но что значит любовь Божья? Мы собрались сегодня в храме, чтобы поклониться Кресту, который есть для нас символ любви. Кто-то мне возразит: разве может символ смерти и мучительной казни быть символом любви? Но что происходит во время казни Христа? Во время казни распинаются наши грехи. Но зачем, для чего это происходит? Ведь роду человеческому нравится упиваться своими грехами. Зачем же Христос идет на это? Именно из-за Своей любви к нам, жалким, немощным, погрязшим в грехам и страстях. Разве это не есть доказательство любви Божьей? А чем отвечаем мы Господу, есть ли в нас хотя бы частичка Его любви. Апостол Иоанн напоминает нам о том, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем». Как часто нам приходится слышать скорбные слова о человеке, которого постигло то или иное несчастье, что мол, такова его судьба, таков его крест. Но неужели правильно так говорить? Неужели народная молва способна перечеркнуть подлинный смысл крестоношения?
Неужели правильно, когда толпа называет человека, который несет свой жизненный крест без скорби, и лишь благодарит– за все Господа, ненормальным, безумным? Мы знаем, что и во времена Христа было немало тех, кто называл Его безумным и ненормальным. Но так говорит лишь та часть общества, которая привыкла получать удовольствия и наслаждения. Но у любого наслаждения есть как начало, так и конец. Любым удовольствием можно пресытиться. А что потом? Мы видим как много в нашей жизни, особенно сейчас среди тех, кого принято называть «золотой молодежью», самоубийств. Им кажется, что они все в этой жизни попробовали, всем насладились, и жизнь потеряла для них всякий смысл. Но это если видеть смысл жизни в удовольствиях. Смысл жизни в том, чтобы напитать душу радостью бытия, а не одно лишь тело».
Благословляя свою паству на достойное дальнейшее прохождение пути Великого поста, Его Высокопреосвященство пожелал заниматься не перечислением своих грехов, а свидетельствовать о нашей вере и любви Божьей через наше подлинное, а не декоративное крестоношение.
«Несмотря на все попытки современного общества убедить нас в том, что для человека самым главным является его комфорт, так называемые бытовые удобства, мы не должны к ним привязываться, а всячески напоминать этому миру об обратном,– о душевном комфорте, о той гармонии духа и тела, которые невозможны без веры и любви. Кто-то может подумать, что жизненный крест настоящего христианина является непосильным. Это не так. Наш крест не бывает непосильным, ибо Бог дает столько, сколько человек может вынести. Об этом свидетельствует обширный подвижнический опыт. Посильность и добровольность нашего крестоношения свидетельствуется Самим Христом, Который, призывая каждого из нас «отвергнуться себя» и следовать за Ним, взяв свой крест, уточняет: «…если кто хочет идти за Мною». Таким образом, кто хочет быть христианином, тот должен следовать за Христом и в несении креста Христова. Вместе с верой даются и те испытания, которые мы должны нести ради Господа. Несение нашего креста – это подражание Христу. А это значит, что нам нужно быть готовыми к непониманию, к поношению, к оскорблению и даже к смерти. Но у нас нет другого способа, если мы хотим пройти путь Христа до конца».