Совершаемая сегодня Литургия, как сказал Его Высокопреосвященство, совершается только в дни Великого поста и служит для духовного укрепления и подкрепления всех постящихся.
«Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами. Главный смысл её, открывающийся только по-настоящему верующему человеку в том, что человек постоянно испытывает тоску по Причащению, испытывает скорбь разлуки с Христом. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Тайн. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами. Если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Мы говорим, что Великий пост служит нам для нашего покаяния. А покаяния не может быть без молитвы, потому и звучат сегодня слова великого прокимна «да исправится молитва моя». Исправится – значит, прийти в ту норму, которая по той или иной причине была или забыта, или потеряна, или разрушена. Если молитва произносится механически, поверхностно, она не может быть услышана Богом. И, тем не менее, молитва звучит. И будет звучать всегда, независимо от умения человека или состояния его сердца, потому молиться нужно постоянно. Но в чем состоит это норма? Норма может быть только одна – искренность. Слова «Господи, помилуй», произнесенные из глубины нашего сердца, нашей души, могут стоить многих канонов, произнесенных без запиночки. Важно осознание того, что человек говорит, ведь молитва – это беседа человека с Богом. К счастью, у нас есть немало примеров такой молитвы. Вспомним, как молились прокаженные в Евангелии, как молился мытарь. Но есть еще одно значение, еще один смысл у слова «исправится». Исправиться – значит, не только исполнится Богом, но и наполнится Им. Какого наполнения нашей молитвы мы ждем от Бога? Если наша молитва носит покаянный характер, как это было в молитве мытаря, то мы ждем одного от Бога – милости и спасения нашей души. Если кто-то скажет, что он молится, но его молитву не слышит Бог, то причина в этом одна – он говорит на языке, который не понятен Богу. И дело здесь не в привычном значении слова «язык». У Бога, как известно, нет ни эллина, ни иудея. Бог признает только язык любви и искреннего желания исправиться, измениться к лучшему. Когда молитва продиктована только нашим желанием что-то получить для земного нашего существования, это молитва ума, а не молитва сердца. Язык нашего сердца – это кротость и смирение, это осознание нашей немощи и греховности. Мы понимаем это умом, но теперь пришло время перевоспитать свое сердце и понять это сердцем. Перевоспитав его, мы сможем тогда беседовать с Богом по-другому, как учат нас святые отцы, не на языке ума, а на языке сердца. И произойдет это лишь когда мы будем иметь не умственное представление о своей греховности, а сердечное убеждение в том, что все мы великие грешники, нуждающиеся в постойном духовном укреплении и подкреплении».