В своей проповеди Его Высокопреосвященство обратил особое внимание на исключительную важность слов Христа о любви к своим врагам для спасения наших бессмертных душ.
«Для многих современных людей призыв Христа «возлюбить врагов своих», кажется чем-то невероятным, не от мира сего. На самом же деле он действительно не от этого неоязыческого мира, где сама вероятность любить или не любить переводится в разряд «выгодно-невыгодно». Казалось бы, какая выгода может быть от любви, которую человек должен проявлять к тем, кто причиняет ему боль и страдания? На первый взгляд – никакой. Но ведь Христос не просто призывает любить врагов. Для начала Он призывает нас учиться у Него, так как понимает, что для нас это неподъёмная ноша. Но Он верит, что мы можем стать лучше, поэтому являет нам примеры той самой настоящей любви, которая проявляется не только в чувстве милосердия и сострадания, но и в конкретных поступках, которые лучше всего выражаются словами: « Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Любить врагов – не только чувство, но и действие, основанное на доброте, сострадании и умении прощать нанесённые обиды. Это акт нашей воли и единственный путь освобождения от гнева и ненависти и всех прочих разрушительных чувств, которые губительны для нашей души».
Главная трагедия человечества, как заметил владыка, состоит в том, что слово Божье для большинства по-прежнему остаётся непонятным.
«Мир сделал всё для того, чтобы слово Божье стало для большинства людей непонятным. Хотя на самом деле, если задуматься, что тут непонятного? То, что человек должен любить, прощать, каяться в своих грехах? Конечно, если грех не называть грехом, а зло злом, то и каяться не в чем. Этот мир не признаёт Бога, а значит, он и мудрости Божьей никогда не признает. Материальная, земная, преходящая премудрость для него всегда будет важнее духовной. Духовная премудрость Божья для мира всегда будет казаться безумием, а их мудрость, которая действительно есть безумие, будет почитаться и превозноситься. Сколько в наше время тех, кого общество почитает за мудрецов, коими на самом деле они не являются, потому что их мудрость лишена Духа. Но так как она все присвоила себе и думала, что не имеет нужды в высшей помощи, то сделалась безумием, хотя и казалась мудростью. Только тот может стать по-настоящему мудрым и достигнет духовного совершенства, кто научится понимать божественную премудрость. А для этого необходимо жить, соизмеряя свои поступки, не с духом злобы поднебесной, а с Духом Божьим».
Поздравляя с праздником, Запорожский архипастырь пожелал видеть в Кресте Господнем не только символ страданий, но и символ любви и милости Божьей.
«Крест Господень показывает не только глубину нашего падения, но и высоту нашего спасения. Он – не только символ страданий, но и символ любви и милости Божьей. Если мы будем об этом помнить, то нет той пропасти, той ямы и бездны, из которых Господь не достал бы тех, кто будет держаться за Его крест. К сожалению, сегодня многие, подстрекаемые врагом рода человеческого, восстают против Бога, против Его премудрого, всеблагого, спасительного Промысла, против Евангелия вечного, против здравого смысла, против убеждений всего верующего человечества, против истории и против всех очевидных фактов. Остаются слепцами, добровольно ослепившими себя безмерной гордостью, и не желающие видеть Истины. Но для человека верующего крест есть всегдашнее спасение, защита, избавление, победа и мир».