Совместная молитва, евхаристическое общение, как отметил Его Высокопреосвященство, есть свидетельство нашего единства, единства нашей Церкви.
«Единство Церкви – нечто большее, чем только количественное единство, это, прежде всего, качественная характеристика. Основанием внутреннего единства Церкви является то, что «она есть одно духовное тело, имеет одну Главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим». Жизнь верующих в Церкви есть, прежде всего, таинственная жизнь во Христе, в единстве и общении со всем человечеством, со всем творением, с Ангельским миром. Поэтому те, кто производит разделения в Церкви, пытаются разделить Христа, что невозможно, и в результате не разделяют Церковь, а отпадают от нее. Апостол Павел также учил о единой Церкви: «…мы многие составляем одно тело во Христе», «…все мы одним Духом крестились в одно тело». «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…» Единство нашей Церкви – это принцип бытия Церкви. Недаром Господь говорил об одном стаде, одной лозе, об одном Царстве Божьем. Но тот, кто не познал Христа, не сможет наследовать жизнь вечную, а значит, вся его жизнь, все его знания будут служить не добру, а силам диявольским. Чтобы Христос вошел в человеческое сердце, его необходимо очищать. Чтобы наследовать Царство Небесное, человек должен потрудиться, ибо ничто нечистое не может войти в Царствие Божье. «Будьте святы, потому что Я свят», – учит нас Господь. Он не говорит, что должны быть такими же святыми, как Он. Он никогда не требует от нас невозможного. Он просит нас стать святыми, потому что Он свят. Да, это – трудный и непрерывный процесс, но, возрастая духовно, мы будем совершенствоваться день ото дня. Бог любит то, что праведно и чисто. Он ненавидит грех. Но Он не питает ненависти к нам. Пока мы смотрим на грех глазами Бога – ненавидим зло и любим добро, – а также стремимся следовать совершенному примеру Иисуса Христа, Бог прощает наши грехи. Мы созданы по образу и подобию Божьему, наделены нравственными качествами и способностью воспринимать духовное. Каждый из нас может развить святость. Если мы продолжаем работать над этим качеством, Бог с радостью будет нам помогать и это сблизит нас с Ним еще больше. Многие из нас не совершили пока больших достижений, не сделали значительных научных открытий, но мы открыли для себя гораздо большее, – мы открыли для себя Христа, и этим открытием мы должны щедро делиться с этим бушующим миром».
Чтобы проповедь Владыки была понятна местным прихожанам, её синхронно переводил на румынский язык клирик Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Попеску.
После богослужения отец-благочинный провел для запорожской делегации экскурсию по древней обители, показал новостроящийся собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Монастырь Никула, одно из старейших монашеских учреждений Румынии (относится к 1552 году), в 1659 году был назван «школой по уходу за душой и воспитанием детей». С 1699 года и чудом иконы Божией Матери монастырь стал центром духовной жизни и культуры, славящимся своими большими паломничествами и искусством рисования икон на стекле.
В 1326 году Никула была лесом, в котором православный отшельник Николас (Николай) руководил уединенной жизнью. Он дал свое имя и деревне, и монастырю. Первое историческое свидетельство-воспоминание о монастыре датируется 1552 годом. В то время здесь был деревянный храм, построенный в стиле «марамурезан», посвященный Святой Троице. В период с 1712 по 1714 год церковь была восстановлена, но в 1973 году она была полностью сожжена огнем, разоряющим монастырь. Поэтому он был заменен деревянной церковью, относящейся к 18-му веку, переехавшей сюда из маленькой деревушки Насаль.
В 1659 году монастырь включал не только монашескую общину, но и «имперскую школу», в которой учились дети из окрестных деревень. Монахи выполняли обязанности учителей.
Начиная с 15 февраля 1699 года, Никула становится широко известной как одно из мест, выбранных Матерью Божией. Ее икона — написанная в 1681 году православным священником Лукой из деревни Иклод — мироточила 26 дней подряд, как предупреждение о печальных событиях, которые должны были произойти, как в монашеской жизни, так и во всей Православной Церкви Трансильвании. Богородица словно оплакивала предстоящее обращение в униатство местного населения. Жестокое насилие над верой местных румын началось в 1700 году и продолжалось во времена владычества Австро-Венгрии. Но Божия Матерь стала надеждой на спасение от крепостного права, болезней и всех бед. Из-за этого верующие стали приходить ежегодно в паломничестве, пешком, с церковными флагами, на их фоне исполняя гимн: «Мы пришли, наша дорогая Мать, снова увидеть Тебя; сказать вам скорбь и всю нашу боль!» За прошедшие века описано много случаев, когда болящие получали тут чудесные исцеления.
Плач Богородицы также породил искусство писать иконы на стекле, монашеский промысел, который также был усвоен крестьянами. Таким образом, Никула стала первой такой школой в стране. Эта традиция усердно хранится монахами и по сей день вместе с мастерством написания византийских икон на дереве.
Каменная церковь была построена между 1875 и 1905 годами, а внутренняя роспись была закончена в 1961 году профессором Василе Паску. Иконостас, который украшает его, вырезанный из липы в 1938 году Самуилом Керестешуу из Ташнада, имеет в своем центре Чудотворную икону Божией Матери. Иконостас Успенского собора необычен своей формой. От центрального креста по кругу отходят лучи. На концах лучей — иконы святых апостолов. У царских врат находится чудотворная икона Божией Матери. Сейчас во время богослужений чудотворную икону поднимают в самый центр большого иконостасного креста. В остальное время она доступна верующим. Благодаря своей солнечной форме, иконостас является уникальным и редким по красоты.
В монастырком музее сохранилась ценная коллекция старинных икон на стекле и дереве, а также коллекция старых церковных книг, среди которых «Казания» митрополита Варлаам, напечатанный в 1643 году.
2001 год является историческим знаком для Монастыря Никулы, благодаря вмешательству архиепископа Бартоломея Клужского, который восстановил монашескую жизнь, реорганизовал ее и начал — вместе с монашеским братством — строительство новых зданий: церкви, Дома Творения, Центр святоотеческих исследований, Административный корпус и Колокольню. До сегодняшнего дня завершен Дом творчества, в состав которого входят резиденция архиепископа, библиотека и мастерская живописи монастыря. Также подходит к завершению строительство церкви, а также Центр святоотеческих исследований.
Монастырскае братия в составе 30 человек во главе с архимандритом Николаем, постоянно пытается через молитву и труд призвать Христа Спасителя, вспоминая Его слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви