«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
«Этими словами, обращенными к коринфянам, апостол Павел призывает нас еще раз задуматься над великим делом милостыни, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство. – Это особенно важно в наше непростое время, столь скудное на доброту и любовь по отношению друг к другу. Принято считать, что в милостыне нуждаются только те, кто испытывает нужду в еде, одежде, в жилье. Но это не совсем так. В милостыне нуждается каждый человек, потому что нет такого, кто не испытывал бы недостаток в доброте, в любви, в понимании и уважении. Эти слова апостола необходимо рассматривать как свидетельство существования круговорота доброты в природе. Из области физики мы знаем немало примеров существования круговорота веществ в природе, в частности, воды. Но ведь человек тоже часть природы, часть, созданного Богом мира, и он живет в соответствии с законами, установленными Богом. В том числе и в соответствии с нравственными законами. А они свидетельствуют о том, что доброта, проявленная одним человеком по отношению к другому, обязательно вернется добротой несравнимо большей. Но не стоит думать, что это будет иметь вид обычной человеческой благодарности. Да, это, действительно, будет благодарностью, только не от человека, а от Бога. Так происходит, потому что, совершая милостыню, человек не просто поступает по-христиански, этим поступком он уподобляется Христу. Недаром Иоанн Златоуст говорил, что «дающий милостыню выше воскресающего мертвых». Если воскресающий это делает именем Христа, то творящий благодеяния, сам становится похожим на Христа».
Но при этом, как сказал Владыка, не стоит забывать, что не каждая милость бывает угодна Богу.
«Любой поступок будет добрым в глазах Божьих, если не ждать за него вознаграждения и не совершать его ради собственной выгоды. Только та милостыня будет угодна Богу, если она является благом для дающего и благословением тому, кто её получает. Да, всё, что мы имеем, мы имеем от Бога, и потому обязаны этим делиться по-христиански. Только в этом случае Господь, видя наши добрые дела, наградит нас многим дарами, необходимыми не только в этой жизни, но что гораздо важнее, – в будущей. Верующий человек должен думать о том, что дает милостыню не просто нуждающемуся, а даёт её Богу. И Бог отвечает Своей любовью, даёт не деньги, не славу, а даёт силы, даёт Свою благодать. И эта Божья милость тем больше, чем больше наша милость к ближнему. Господь щедро вознаграждает того, кто сам щедро жертвует. И чем больше в нас духа братской любви и доброты, который апостол Павел называет, «неизреченным даром», тем больше в нас желание творить добро и совершать дела милосердия. Ведь Господь Сам был милосердным на земле ко всем, кто пребывал в горе, а теперь призывает нас. В этом состоит наш христианский долг, к этому нас обязывает дух братской доброты и любви».
В заключение Его Высокопреосвященство поздравил всех с воскресным днем и пожелал не только помнить слова Апостола, но и следовать им в своей жизни.
«В сегодняшний день мы должны задуматься о многом, но прежде всего о нашей будущей жизни, которая во многом зависит от наших поступков в жизни нынешней, земной. Кто творит добро, даёт милостыню ближнему, тот тем самым даёт её Христу. Вот почему дар творить добро, дороже дара воскрешать мертвых. Так происходит, потому что «напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мёртвых». «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе, – писал святитель. В нашей жизни много скорбей, много трудностей. Нам всем сейчас нелегко. Не каждый имеет лишнюю копеечку, чтобы подать её нуждающемуся. Но вспомните ту бедную женщину, которая пожертвовала две последние лепты. Её жертва была для Бога дороже всех богатств мира. Мы не богаты, но, в то же самое время, мы безмерно богаты. Наше богатство в нашей сердечной щедрости, любви и доброте. И это богатство никогда не закончится, и никогда не исчезнет, потому что тот, кто щедро жертвует, тот и щедро вознаграждается Богом».