По замыслу инициатора создания воскресных школ и родоначальника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, воскресные школы должны были быть основными учреждениями народного образования, где наряду с изучением Закона Божьего ребенок получал знания по грамматике, арифметике, истории и другим предметам. Таковыми они и оставались до своего закрытия атеистической властью.
«В современных же условиях, – говорит владыка, –когда у нас вновь появилась возможность религиозного воспитания и образования наших детей,основная задача воскресных школ заключается не в передаче знаний по прикладным наукам, а в том, чтобы помочь ребенку понять, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл– воскресение души человека при обретении им веры и ни с чем не сравнимой радости от встречи с воскресшим Господом».
Знания общеобразовательных предметов дети теперь получают в обычной светской школе, в воскресную же ребенок идет, чтобы воцерковиться, то есть получить знания, которыми обладают его верующие родители и педагоги.
Чтобы у ребенка появился интерес к таким знаниям, по словам Его Высокопреосвященства, необходим поиск новых форм и методов подачи материала, который бы полностью отвечал запросам современного ребенка, для которого компьютер и социальные сети стали альтернативой реального общения со своими сверстниками.
«Не стоит пугаться социальных сетей. Господь дает нам еще одну возможность достучаться до людей, которые пока еще не понимают необходимости духовного общения с Христом. Мы видим, как стремительно меняется этот мир, и то, что было модным вчера, сегодня уже теряет свою актуальность. Это обстоятельство можно использовать в своих целях: донести до сознания ребенка, что в этом эфемерном и во многом виртуальном мире есть вечные, непреходящие ценности, которые остаются единственным надежным фундаментом для всего человечества на протяжении уже многих веков».
К. Д. Ушинский считал, что основная задача педагога «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».
По мнению Запорожского митрополита, «чтобы дети не становились серой массой, они должны уметь анализировать и самостоятельно мыслить. Вот для чего нужен педагог. Молодое поколение разучилось думать, то есть их мозг больше не способен продуцировать мысли, они живут во власти стереотипов и шаблонов, попадая в полную зависимость от чужого мнения, которое зачастую разрушительно для их психики. Но еще страшнее, что детей лишают способности воспринимать нравственный идеал. Необходимо постоянно объяснять детям, что, только приобщившись к религии, они смогут стать лучше. Только по благодати Святого Духа они смогут по-новому мыслить, чувствовать и жить».
Завершая свой разговор с педагогами, Его Высокопреосвященство, пожелал всем успехов и творческого вдохновения в новом учебном году.
«Помните, что хороший учитель – этот тот учитель, кто способен постоянно учиться у своих учеников. Взрослые очень много притворяются, и дети это чувствуют. Современный мир заставляет человека надевать сотни масок и играть сотни ролей. В результате человек забывает свое настоящее. Все перестает «быть», а только «кажется».Человек не живет, а играет во все вокруг, и, следовательно, ни во что до конца не верит. Любая новизна окружающего мира – лишь повод для новой роли, новой маски. А значит, и искренности нет и истины нет? Но истина есть, и мы с вами это знаем. И наши дети должны это знать. Можно научить ребенка правильно креститься, заходить в храм, разбираться в истории и организации Церкви, заповедям Христовым, но следовать им, быть милосердным, добрым и честным – гораздо сложнее. Дети чисты и искренни, они не могут лукавить, потому Христос и говорит: «Будьте как дети…». Сохранить в них эту чистоту – наша главная задача».
Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н. И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н. И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы – предмет необходимости».
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ