Как сказал Запорожский митрополит, обратившись к пастве, слова приветствия «Христос посреди нас», не могут и не должны означать один лишь условный символизм, коим наполнено любое церковное действо. В положенный момент литургии, когда возглашается «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в знак братской любви к ближнему в прежние времена христиане обнимали друг друга. Это означало, что Христос был для них не просто символом, а действительным проявлением братской любви и доверия. А может ли Христос быть среди тех, кто обливает друг друга грязью, кто завидует и презирает, кто ненавидит и лицемерит? Да, в бытовой церковной жизни Христос символизируется, изображается. А раз так, то может и человеческие отношения можно лишь изображать? Как в театре не жить, а лишь играть жизнь. Ведь любое чувство можно сыграть: и любовь, и ненависть, и презрение и восхищение. Допустим, что нам не нравится человек, мы знаем, что он негодяй, а мы ему на его приветствие «Христос посреди нас», прекрасно понимая, что Его среди нас нет, решаемся отвечать: «И есть, и будет». Так, как тут поступать? Промолчать? Или сказать: «И нет, и не было?» С формальной точки зрения налицо нарушение чина, а по совести так и есть. Среди нас никогда не будет Христа, если мы будем лгать, ненавидеть, презирать и приспосабливаться. Да, чин, безусловно, нарушается. Но что важнее для нашего благочестия? Поступать с ближним по-хамски, обижать ни за что ни про что, но чин при этом соблюсти? Апостол Павел учил, что среди христиан «все должно быть благопристойно и чинно», но наверняка не за счет исполнения главных заповедей.
Сегодня мы вспоминаем святого праведного Петра Калнышевского. Разве мы можем сказать, что он приспосабливался? А ведь возможностей для этого у него было предостаточно. Но он выбрал другой путь, которым шли все запорожские казаки – «Душу Богу, жизнь Отечеству, а честь никому!» Беда нашего времени в том, что слово «честь», как и само понятие, давно забыты и утеряны. И стоит ли удивляться, что людей благородных, поступающих по чести уже днем с огнем не сыщешь. Они остались в рыцарских романах и рассказах о казаках. Но наша Матерь-Церковь, как и прежде, печется о душах своих чад. Что важнее для Неё — наши распри или наши бессмертные души? О чем Её материнские слезы и Её боль? О чем человек будет рассказывать на Страшном суде? О политических рейтингах, о заработанных обманом миллионах? Во все времена человека искренне верующего в Христа отличало отношение к греху и роли покаяния. Нет людей безгрешных, каждый грешит. Вот только одни в этом признаются и каются, а другие упивается своим мнимым величием и гордыней. Но нет величия там, где нет простоты, добра и правды, как говорил классик. Иными словами нет величия там, где нет Бога. Поэтому наш христианский долг, а значит, моральный и гражданский, противостоять тем, кто прикрывается именем Христовым. Кто говорит людям, что Христос посреди нас, но на самом деле в это не верит, поскольку не имеет в душе ни любви, ни доброты, а в словах и поступках — правды. Мы должны свидетельствовать миру о нашей вере, о нашей правде, и, дерзая произнести «Христос посреди нас», мы тем самым берем на себя ответственность утверждать всей своей жизнью, что Господь не только невидимым духовным образом, но и вполне реально и осязаемо находится среди нас».
Поздравляя всех с праздником, Его Высокопреосвященство призвал следовать примеру святого праведного Петра Калнышевского, научаясь у него преданности заповедям Христа.
«В понятие праведности входит не только вера, а также любовь к ближнему до самопожертвования. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали для Меня», – говорит нам Господь. Стремитесь превратить свою жизнь в совершеннейший образец праведности, показанный нам Самим Христом», – пожелал в заключение владыка.
В этот день в Покровском архиерейском соборе встречали чудотворную икону Божьей Матери, именуемую «Самарская».
После торжественной встречи святыни Запорожский митрополит призвал своих духовных чад просить Царицу Неба и Земли перед Её дивным образом о заступничестве и милости.
«А мы в свою очередь всей своей жизнью будем угождать Ей и Её Божественному Сыну, будем стараться искать Божьего, а не земного. Петра Калнышевского, который прославил эту икону, мы называем святым за его терпение, твердость в вере, за то, что он не отрекся от Христа. Его святость в том, что он вел праведную, угодную Богу жизнь, сохранив свою душу в чистоте от соблазнов и греха. О таких людях Церковь говорит, что они исполнили завет Господа, сказанного ученикам в Нагорной проповеди: « Вы – свет миру. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». И Петр Калнышевский исполнил этот завет Христа. Как должны его исполнить и мы», – сказал Его Высокопреосвященство.
Владыка сердечно поблагодарил архиепископа Евлогия за радость совместного служения и просил передать слова благодарности митрополиту Иренею за возможность поклонится чудотворному образу Богородицы.
После службы в связи с истечением срока легитимности прошлого состава Церковного суда епархии к присяге были приведены новые члены Суда.