В своем приветственном слове Его Высокопреосвященство напомнил собравшимся о том, что православная педагогика является педагогикой благовестия.
«Задача современного педагога, а, вернее сказать, его призвание, состоит в том, чтобы те знания, которые он доносит для своих учеников, стали именно благовестием. Необходимо научиться раскрывать всю глубину многовекового духовного опыта нашей Церкви. Не просто бережно хранить память о тех или иных событиях нашей общей истории, а сделать все возможное, чтобы знания о них стали надежным ориентиром в духовном воспитании. Нас часто спрашивают родители: стоит или не стоит детям рассказывать о мучениях и мучениках? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Многое зависит от учителя и самой аудитории, её подготовки. Ведь информация, которую неправильно подают, может только навредить. Этот год мы посветили новомученикам. Для чего? Так как это важно для нас, священников и мирян, не вызывает никаких сомнений, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране. Но зачем ребенку знать о том, где и когда родился человек, в какой служил церкви, а затем за все это был расстрелян или посажен в тюрьму? Какая польза ему от этих знаний? И что для нас вообще значит эта память? Безусловно, они – образец веры, стойкости, пример несения своего креста даже до смерти. Но и взрослый воцерковленный человек, читая их жития, не вполне отождествляет себя с ними. Да, мы можем восхититься их подвигом, можем всем сердцем принимать ту Истину, ради которой они шли на мучения, но как это соотносится с современностью? Слово «мученик» с греческого языка и переводится как «свидетель». Они свидетельствовали о Христе, их насильственная смерть стала свидетельством о правде Божьей. Вот об этой правде мы и должны говорить. Чтобы это не звучало как некая «сказка», а стало для детей свидетельством жизни настоящего человека, с его мыслями, чувствами и переживаниями. Чтобы выбор, который сделали в свое время теперь уже святые люди, стал и выбором самого ребенка».
По словам владыки, у нашего времени много общего с тем временем, когда безбожная власть пыталась диктовать народу свою волю, устанавливать свои законы.
«Наши современники, наши соотечественники в начале прошлого века на себе почувствовали, к чему может привести беснование власти. Народ был разделен на враждующие стороны, на своих и чужих, и в результате произошло небывалое по жестокости братоубийство. Но этого им оказалось мало. За разделениями в народе последовали и разделения в Церкви. Богоборческая власть понимала, что уничтожать Церковь легче по частям, поэтому всячески провоцировала внутренние нестроения в ней. Перед церковным сознанием такая злонамеренная политика власти ставила вопросы: как сохранить единство Церкви и что должно лежать в основе этого единства. Такие же вопросы стоят и перед нами, живущими через сто лет после тех трагических событий. Как тут не поверить в утверждение, что история повторяется. Но нам уже легче, потому что у нас есть опыт новомучеников. И вот этот бесценный опыт нам нужно передавать нашим детям. Ребенок должен быть принципиален. Мир, конечно же, не двухтонный, в нем больше цветов и оттенков. Мир многообразен, но самое главное в этом многообразии точек зрения, мнений и позиций, не потерять Христа, не приспособиться».
Поздравив педагогов с праздником Благовещения, Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы их работа не только приносила радость, но и стала для их подопечных выражением благой вести.
«Мученики свидетельствовали о вере не громкими словами о Христе, а своей жизнью. Вот об этой жизни и стоит говорить детям. У нас должны быть герои не только из комиксов, но и те, подражание которым может сделать человека лучше. Тем более что события последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать. И хорошо бы современным школьникам ее знать. Конечно, в каждом возрасте у детей свое восприятие, разный опыт и знания. Не вся информация для них нужна и полезна. Потому и рассказ о новомучениках должен быть построен с учетом всех этих особенностей.
Хочется отметить, что память о новомучениках очень важна для нашего народа, если мы хотим сохранить духовную преемственность и не повторять тех страшных ошибок, которыми полна наша история. Рассказывать о святых новомучениках можно и нужно детям, проявляя при этом как любовь к самим святым, так и чуткость к детским сердцам».