Человек настолько занят своими повседневными хлопотами, настолько погружен в свою земную суету, что ему становится невероятно трудно обрести подлинную духовную свободу, начать жить подлинной духовной жизнью.
«Вот для этого, — как говорит Его Высокопреосвященство, — Церковь и дает нам такие богослужения, как Всенощное бдение. Благодаря им наша душа освобождается от мрака земных впечатлений и становится способна к постижению духовного смысла праздника, которому предшествует. Завтра праздничный день, день почитания Казанской иконы Божьей Матери, и воскресный день. Но было бы неправильно считать, что это всего лишь очередной день недели, да к тому же седьмой. На самом же деле это самый первый, и самый главный день, но не в земном, а в духовном смысле. И чем скорее человек осознает это, чем раньше откажется жить лишь для плотских утех, тем быстрее он поймет, что смысл земного бытия не в этом, тем интереснее и осмысленнее будет его жизнь. Начав жить духовной жизнью, человек начнет лучше понимать то, о чем ему хочет сказать Матерь-Церковь. Условно говоря, происходит примерно то, что происходит с человеком, который изучив новый язык, начинает жить жизнью носителей этого языка, их культурой и духом. Что есть для нас Воскресенье, что есть для нас Эдемский сад? Как только мы найдем ответы на эти вопросы, наша жизнь перестанет быть приземленной, как единственный источник наслаждений и радости. Нам будет земля напоминать лишь об одном, что мы были грешные, но пришел Господь и показал нам Свою силу. Дал нам возможность засвидетельствовать и нашу силу для нашего воскресения. Ныне смеются над учением Церкви Христовой о воскресении тела нашего, о том, что душа наша никогда не умирает, что будет вечная загробная жизнь. Человек, говорят иные, живет только до гроба, а потом его уже нет. После смерти ничего не остается от человека. На его могиле будет расти только лопух, и ничего больше от мертвеца не останется, как говорил нигилист Базаров. И уже хладом, унынием, ужасом веет на нас… Неужели это правда? Неужели ничего не останется после жизни человека? Неужели никогда мы не увидим своих родных и близких? Неужели и нас вовсе не будет? Да, если бы правы были нигилисты, отрицающие все духовное и загробное, то беспросветное отчаяние было бы на нашей земле. Но, к счастью для нас и для всех людей, нигилисты вовсе не правы, и когда после своей смерти они узнают, что они живы душою и что жизнь вечная существует, то удивятся сему, как удивились все насмехавшиеся над Спасителем, когда Он воскресил дочь Иаира. И прежде всего простое, здравое человеческое сознание никак не мирится с утверждением нигилистов, что после смерти ничего не остается от нас. Неужели обречены на погибель все наши порывы ко всему доброму, честному, истинному, прекрасному? Зачем тогда наша борьба со злом за светлые идеалы человечества? К чему страдать на земле за добро, когда смертью кончается все? Тогда лучше я вступлю со злом в компромисс, буду есть, пить и веселиться, потому что завтра умру и от меня ничего не останется. Так рассуждали нигилисты прошлого, так рассуждают безбожники нынешние.
Но как же получить те силы, которые хочет дать нам Господь? Для этого мы прежде всего должны обращаться к Нему, просить Его об этом.
Имея силы, мы сможем бороться с нашими грехами, страстями и своим страхами. А страхи остаются, несмотря на то, что Господь постоянно нам говорит, что будет с нами всегда до скончания века. Он никогда нас не оставляет и не оставит. Каждый из нас имеет возможность жить со Христом, каждый из нас своей жизнью может свидетельствовать о Христе. Осталось дело за малым – за нашим желанием. Так пусть же желание следовать за Христом никогда не угасает в нашем сердце. И самое главное – во время богослужений научиться молиться внимательно, с теплым и искренним чувством, ведь лишь при этом будет достигнута главная цель всех церковных служб – богообщение».