«Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те».
В Библии не встретишь слова «счастье, эквивалентом ему является слово «блаженство». Но всегда ли мирское представление о счастье совпадает с христианским?
«Во время сегодняшнего евангельского чтения, – говорит Его Высокопреосвященство, – звучат слова Христа о том, что блаженство получат те, кто будет бодрствовать, кто готов встретить Спасителя в любое время дня и ночи. Но что это значит быть всегда начеку и тем самым заслужить блаженство? Мы знаем, что мирское, душевное счастье связано со всеми страстями и пороками. Счастье и смысл жизни неверующих людей состоит в том, чтобы получать удовольствия, всякого рода наслаждения, избегать болезней и несчастий. О таких людях, которые видят счастье в грубых чувственных удовольствиях, апостол Павел писал: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем». И чем больше сердца таких людей подвержены страстям, тем менее они защищены от воздействий дьявольских. Но как жить в миру и при этом сохранять чистоту своего сердца, быть защищенными от соблазнов? Верующий человек ждет счастья, прежде всего от Бога. Его счастье в насыщении души словом Божьим и учениями христианской мудрости. Счастье для него – это мотив и цель всех жизненных стремлений. А чего мы ждем больше всего? Конечно, встречи с Господом. Но встреча эта произойдет не там, где-то далеко в будущем, а происходит уже здесь в нашей нынешней жизни, когда добродетельный человек развивает свои духовные и телесные способности, доставляя этим удовольствие и себе, и другим. Свойственное людям стремление к счастью положено в основу нравственности. При этом счастье есть сумма духовных удовольствий и наслаждений, от которых жизнь человека делается приятною и счастливою. Ведь христианство – это не теория, не миф, не ритуал, а прежде всего сама жизнь. Жизнь во Христе – это жизнь, исполненная высочайшего смысла. И Церковь в целом, и каждый её член в отдельности призваны свидетельствовать об этом смысле и полноте жизни. Когда человек живет всей полнотой жизни и ждет встречи с Господом, он в первую очередь заботится о своей душе. Какой она будет в момент встречи? Она не должна быть пораженной и захламленной грехом, а омытой слезами покаяния, очищенной добрыми делами любви и милосердия. Враги рода человеческого всегда будут следовать за человеком, стараясь его искусить, отвлечь его внимание. Но когда наше внимание сердечное будет сосредоточено на Господе, ничто не сможет нас отвлечь и увлечь в пучину страстей. Будем же стараться быть бдительными. И не следует забывать, что если физические силы имеют свойство истощаться, то благодать Божья никогда не истощается, она попросту не может истощиться, – она всегда безгранична. Будем же подготавливать себя к встрече с Господом, становясь тем чистейшим сосудом для Божественной благодати, которая все «немощное врачует и оскудевающее восполняет» и делает нас и нашу жизнь поистине счастливой».