За дни Великого поста, как сказал Его Высокопреосвященство, человек начинает привыкать ко многим ограничениям, в том числе и к ограничениям в совершении Евхаристии.
«Но если отказаться от привычной пищи, от привычного распорядка дня и обычного времяпровождения не очень трудно, то отказаться от привычных форм Евхаристии куда сложней. Человек очень скоро начинает чувствовать вкус постной пищи, а вот почувствовать вкус постной службы у него получается не сразу. А ведь это куда важнее. Нам важно почувствовать отличие этого богослужения так же отчетливо, как мы чувствам отличие белого хлеба от черного. Без этого мы никогда не поймём, приходя в храм на Светлой Седмице, чего мы были лишены во время поста и что нам приносит Пасха Христова. Чего лишилась наша душа после того, как наши прародители были изгнаны из рая. Пасха Христова возвращает нам ощущение рая, который мы потеряли. Сегодня мы вновь слышим историю наших прародителей Адама и Евы, которые из-за гордыни и самомнения потеряли вечное блаженство общения с Богом. Но мог ли Бог простить им нарушение заповеди и не изгонять из рая? Конечно же, мог. Более того, Бог не только мог оставить людей в Эдеме, но и всячески этого желал. Только для этого, как бы это не звучало парадоксально, одного желания Всемогущего Бога мало. Необходимо было желание Адама, необходимо было изменение его отношения к совершенному поступку. Да, он покаялся, но глубокого сожаления о том, что он совершил – не было. И Бог это видел. Как видит сегодня наше покаяние в совершенных грехах. Видит, действительно ли мы сожалеем о том, что совершили? И есть ли твердость в осознании того, что мы уже никогда этого не повторим? Бог, призывая нас к осознанию нами своих поступков и к покаянию, всецело уважает нашу свободу. Мы, как и Адам, можем выбирать: просить прощения или нет? Но, если за нами остается последнее слово, то, кто же виноват во всех наших бедах? Неужели, как всегда, кто угодно, только не сам человек? Адам и Ева? Мы сами в этом виноваты. Мы сами не желаем исправляться. Да, они оступились. Да, они совершили грех. Да, благодаря им в мир вошла смерть и вошёл грех. Но, Бог дал Своего Сына Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Но хочет ли человек признаться Богу в том, что он совершает противное Ему? В состоянии ли осознать, что отступление от Бога изменяет не только отношение к Нему, но и меняет отношение людей друг к другу. Отныне каждый человек старается выгораживать себя, обвинять других во всех смертных грехах, но только не себя. Адам ведь тоже всю вину возложил на Еву. Поэтому, если мы действительно хотим вернуться в райские обители, нам следует начинать с себя, с сожаления о своих грехах. Кто-то скажет, что Адаму было легче, потому что он знал, что потерял, а мы нет. Но ведь не видеть и надеяться гораздо сложнее, чем знать и надеяться. Если бы человек наверняка знал, что его ждет в раю, он был бы готов всю свою жизнь провести в зловонной яме кишащей гадами. Это было бы очень просто. Но разве мало о рае нам рассказывает Церковь, чтобы мы поверили? Какой красотой наполнено каждое богослужение! Каждый наш день, проведенный в стенах храма – это отголосок будущего рая. Но видит ли, чувствует ли человек это? Завалено грехами его сердце, если он этого не способен почувствовать. Это особое время, время Великого поста, когда по-особому всё совершается, как раз и должно послужить очищению и пробуждению нашей души. Упорствуя и не желая этого, утверждаясь в противлении Богу, человек делает хуже не Ему, а себе. Будем же дорожить каждым днем, каждым мгновением отпущенного нам времени, чтобы очистить свою душу. А очистившись, избавившись от грехов, стараться сохранить это состояние душевной и духовной чистоты. Сохранить то состояние, когда над нами уже не будут властвовать эгоизм и гордыня. Когда будут забыты и навсегда вычеркнуты из нашей жизни корысть и тщеславие, злоба и ненависть. Когда человек станет любить не потому, что это выгодно, а потому, что не может не любить. Помещая Адама и Еву вне рая, Господь даёт им надежду на спасение, как даёт её и нам. И как бы нам ни было сегодня тяжело, мы не должны отчаиваться, потому что Господь всегда с нами, и Он всегда говорит нам о возможности возвращения в райские обители, говорит о том, что власть дьявола, греха и смерти будет довлеть над человеком не вечно».