«Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак».
«В этом Послании к Галатам апостола Павла мы встречаем слово, без понимания которого невозможно построить правильные отношения с Богом, – сказал Его Высокопреосвященство.
Это слово «оправдывается». Каждый христианин на протяжении всей своей жизни оправдывается перед Богом, потому что имеет пораженную грехом природу. Но что значит оправдаться, и чем оправдание по вере отличается от оправдания делами закона? Это очень сложный вопрос, который требует основательного подхода. Ведь под законом мы пониманием соблюдение заповедей Божьих, совершение дел милосердия и всего того, что принято называть добродетелями. Получается, что заповеди можно не соблюдать? Нет, не об этом говорит Апостол. Для спасения нашего мало лишь соблюдать заповеди, потому что мы оправдываемся в глазах Божьих не только этим, необходимо наше абсолютное доверие Христу. Допустим, что оправдание является своего рода правовым актом. Но ведь признание вины грешника, не делает его лучше. Прощение само по себе не исправляет его. Скажем, оправдание «засчитывается», но ведь человек испорчен изнутри. И такое оправдание не исцелит его и будет нелепостью в глазах Божьих, поскольку преступник бы тогда прощался только для того, чтобы продолжать творить новые преступления, ведь он остается злым и грех продолжает управлять им.
Лишь вера в Христа и соблюдение Его заповедей способны помочь человеку победить грех и изменить свою греховную сущность. Без веры в Христа одним только соблюдением законов не спастись. Оправдание от Бога для нас должно иметь какое-то внутреннее действие. Оправдание грешника есть не только внешний акт прощения, но и то, что для него открывается перспектива стать праведным внутри через подвиг во Христе. Если думать, что можно оправдаться только соблюдением закона, то получается, что Христос напрасно умер. Вследствие оправдания Божьего мы получаем возможность стать праведными и внешне, и внутренне. Недаром о святых мы говорим, что они праведники, подразумевая то, что они праведны Христовой праведностью, не своей. Они лишь подготовили свое сердце для Христовой благодати в подвиге исполнения заповедей Божьих. Оправдание во Христе – это внутреннее изменение человека под воздействием благодати, а не правовой акт внешнего прощения».
Современному миру, как сказал Владыка трудно понять слова Апостола, потому что он делает всё, чтобы извратить понимание веры в Христа.
«Этот мир нас пытается убедить в том, что веру можно заменить внешней обрядностью и ничего не изменится. Можно грехи заменить индульгенцией, общую молитву заменить домашней, внутреннюю духовную жизнь заменить внешней и показной. Можно не ходить в церковь, не участвовать в Её Таинствах и сидеть дома, перечитывая молитвослов, при этом продолжая грешить. А душа будет метаться и мучится от грехов и страстей. Ей будет мало самооправдания человеческого и слов: я спасу себя сам. Душе нужен живой Бог, а Бог никогда не будет жить в гордом и нечистом сердце, уверенном в своём спасении. Лишь только наши добрые дела, подкрепленные нашей верой, способны заслужить в глазах Божьих оправдание. Мне бы хотелось в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского пожелать всем нам иметь его веру и его любовь к ближнему. Невозможно посчитать скольким людям он помог, скольких спас. Причем, спас как физически, так и их души, став для многих духовным наставником. Он вселил в сердца этих людей веру и тем самым спасал их. Будем же просить у него твердости в нашей вере и любви, которая поможет нам творить добрые дела ради Христа. И тогда мы не будем отвергнуты Богом, а войдем в Его радость, в Его объятия. И получил оправдание, которое воистину спасет наши метущиеся и страдающие от греха души».