Врачи и члены Содружества рассказали о своем опыте и поделились с аудиторией своими мыслями о той неоценимой роли, которую играют родственники и друзья в процессе выздоровления человека, страдающего той или иной зависимостью.
Ведь алкоголизм, по их мнению, является семейной болезнью, которую можно вылечить изменив отношение к ней как самого больного, так и его близких и друзей.
Затем они познакомили с программой работы «Ал-Анона», раскрыв тем самым сущность и идеи семейных групп Ал-Анон.
«Всемирный опыт Сообщества Ал-Анон – и с этим согласны многие психологи, психотерапевты, изучавшие эту проблему священнослужители, – свидетельствует, что члены семьи и прочие, кто окружает алкоголика, нуждаются в помощи не менее зависимого. Более того, из-за непонимания сущности болезни, эти лица могут являться (неосознанно, конечно) пособниками зависимости.
Чем больше прогрессирует алкоголизм – тем более серьезные изменения претерпевают самочувствие и поведение близких алкоголика.
Большинство семей, неверно понимая долг любви и не зная сути болезни, часто пытаются оградить зависимого от неприятных последствий употребления. Чтобы захотеть выздоравливать, больному зависимостью следует ощутить на себе все результаты своего поведения. Члены семьи же, фактически, «обезболивают» его. Они берут на себя его семейные функции, живут заботой о нем, приучая тем самым к безответственности за собственную жизнь, и в результате еще больше способствуют его заболеванию. Так создается замкнутый круг: болезнь – неадекватная реакция близких – усиление болезни. И если главная внешняя характеристика зависимости – все большее употребление алкоголя, то главный признак болезни родных – то, что их поведение все более сводится к болезненным реакциям на употребление зависимого. Главным образом, это проявляется в навязчивом желании «спасать и контролировать» и в сужении мыслей до основных двух – «где он» и «какой он». Члены семьи могут много молиться о спасении зависимого, но, ввиду изменения их собственного психологического состояния, сама молитва может стать просто одним из способов думать «о нем». Реального доверия Богу в их молитве обычно мало. Женщина, долго живущая с алкоголиком (мужем, сыном), забывает про свои потребности и желания. И, как у алкоголика жизнь вращается вокруг алкоголя, так у членов его семьи жизнь теперь вращается вокруг самого алкоголика.
Вот обычный набор средств воздействия на алкоголезависимого, используемый с целью заставить его бросить пить, которые предпринимали будущие члены Ал-Анон, поделившиеся своим опытом:
Взывали к рассудку;
Ругались, кричали, «закатывали» истерики, выливали в раковину бутылки со спиртным, разбивали о пол бутылки;
Многократно пытались донести до его сознания, что семье больно (словно думали, что он этого не знает);
Угрожали самоубийством, разводом, лишали, в качестве наказания, супружеской близости;
Били, дрались, обливали пьяного водой;
Выискивали и выливали (или перепрятывали) спрятанное спиртное;
Под разными предлогами и без предлогов приходили в комнату проверить — на месте ли, не пьет ли, живой ли, чтобы в случае чего «соответственно среагировать»;
Усердно молились – не столько о спасении, сколько чтобы бросил пить;
Покупали литрами «минералку» — по утрам и не только, ставили на дому капельницы;
Покупали и приносили спиртное («лучше пусть пьет под моим присмотром»);
«Вытаскивали» и приводили домой из питейных заведений и притонов;
Устраивали анонимно в наркодиспансер;
Запирали в квартире;
Вызывали участкового или наряд милиции, но письменное заявление или не подавали, или забирали обратно, боясь административных последствий, которые могли лечь на семью «ярлыком» и привести к материальному убытку;
Завозили в монастыри, на отчитку, на молебны, «пусть батюшка с тобой поговорит»;
Устаивали на работу, в ВУЗ;
Привозили на «кодировку»;
Вынуждали поступить в реабилитационный центр и оплачивали курс лечения;
Выгоняли из дому (чтобы потом пожалеть и принять обратно);
Подливали (незаметно) в пищу святую, добавляли тетурам, гомеопатические и прочие средства «от алкоголизма»;
Пытались «занять» ремонтом дома, и другими проектами;
Меняли место жительства;
Пытались отгородить от «компаний»;
Дарили на день рождения автомобиль, уповая на то, что «за рулем пить – не будет»;
Ложились перед дверью, надеясь, что через живого человека он не переступит, чтобы пойти за спиртным;
Пили вместе с ним, уговаривали выпить тех, кто присутствовал рядом – чтобы ему досталось меньше».
Данное Содружество, как отмечали все выступающие, не подменяет собою Церковь, но может стать существенной опорой для развития человека в его становлении как созданной по образу и подобию Бога личности.
Более подробную информацию можно получить у настоятелей храмов.