Сегодняшний день, как и любой Богородичный праздник, призван напоминать верующему человеку о том, что Матерь Божия является Заступницей рода человеческого, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под материнский Ее покров.
«За эту постоянную и усердную помощь, — как сказал Его Высокопреосвященство, -мы всегда с особой теплотой и радостью прославляем Её. Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла. В нашем мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию. Она принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя от самых разных бед и зол, ниспосылая нам Свое благословение и помощь, постоянно научая нас лучшим человеческим добродетелям. А еще Она учит нас живому и крепкому упованию на Промысел Божий. Насколько важно, особенно сейчас, когда столько вокруг соблазнов и искушений, следовать примеру Царицы Небесной, оставаться верными Её Божественному Сыну. И как бы ни пытались силы зла запутать, лишить человека твердых морально-этических ориентиров, называя черное белым, а белое черным, у них ничего не получится. И в этом легко удостоверится. Сегодня наша Церковь вспоминает события, связанные с явлением иконы Божьей Матери в Казани. Из истории праздника мы знаем, что только невинная отроковица сподобилась видения, и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне, именно таким благоволит Матерь Божия. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят, – говорит нам Господь. Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца.
Сегодня мы слышим евангельскую притчу о бедняке Лазаре, попавшем на лоно Авраамово и неком богаче, попавшем в ад. Но не богатство стало тому причиной, а его отношение к людям, та гордыня, та скверна, которой было наполнено его сердце. Он жил ради земных удовольствий, и за это получил воздаяние. Лазарь же тоже получил по заслугам. Он удостоился самой высокой духовной награды за то, что терпеливо сносил все лишения и приобрел всецелую добродетель – смирение. Многим из нас приходится сейчас нелегко, но мы почему-то не спешим смиряться. Нам кажется, что это не нужно. А в чем должно заключаться наше смирение? Прежде всего в том, чтобы перестать осуждать друг друга. Нам кажется, что мы во всем правы. Мы не думаем о своей душе. А раз так, то вся эта гонка за лидерство собственного мнения приведет к тому, что мы будем стерты из книги жизни. Сегодня, когда мы прославляем образ Царицы Небесной, именуемый «Казанским», будем просить у Неё смирения и избавления от наших страстей. На примере Лазаря мы видим, что только добродетельным и смиренным сердцем уготовано Царствие Небесное».
Поздравляя с престольным праздником, Его Высокопреосвященство пожелал постоянно заботиться о своем сердце и о своих помыслах.
«Хульные помысла нам посылает дьявол. Начинается все чаще всего с помысла сомнения в вере, неверие. Затем возникает высокое мнение о себе, и как следствие осуждение ближних. Человек перестает верить и надеяться. А разве может тот, кто верует по-настоящему в Бога, кто любит Его и надеется, потворствовать хульным мыслям. Очевидно, что все эти мысли нашептывает враг рода человеческого, которому выгодно, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога. Ведь тогда он весь в руках дьявольских».