Воспоминаемое сегодня Церковью событие для любого верующего человека, – и не только верующего, как сказал Его Высокопреосвященство, имеет исключительное назидательное значение.
«И прежде всего потому, что оно способно нас многому научить. Ведь такие качества человеческого характера как коварство, жестокость, непомерная гордыня, развращенность, алчность, – никуда не исчезли. Они были во времена Христа, они отравляют жизнь и сейчас. Иоанн Креститель пострадал из-за того, что открыто обличал сильных мира сего, говорил им правду в глаза. Но говорить правду, как известно, и сейчас и в далеком прошлом, – не безопасно. Именно за это служение Христос высоко ценил Иоанна. И дело не только в его удивительных личных качествах, в его вере и в его аскезе. Иоанн Креститель взял на себя тяжкий крест – трудное, почти неисполнимое дело – говорить правду. Но какую правду говорил Иоанн Креститель? Он говорил правду Божию, которая есть одним из существенных свойств Отца и Сына и Святого Духа. Это значит, что Бог Праведен по самому Своему естеству, и будучи праведным по естеству, Он осознает высшую правду, как высочайшее благо и никогда не действует вопреки Справедливости. К сожалению, далеко не каждый человек способен на это, хотя чувство справедливости свойственно и ему, как-никак, каждый из нас есть носитель образа Божьего. Вот только не всегда мы поступаем в согласии с этим чувством. А зависит это от нравственного чувства, которое с годами может или развиваться в нас или затухать. Да, мы сотворены по образу и подобию Божьему, и, конечно, можем быть подобны Христу, но наша грешная природа очень сильно искажает нашу жизнь. И получается, что мы очень часто лукавим. Если говорить вообще по-честному, то лукавим просто все время. Мы сплетничаем, то есть намеренно распространяем слухи, которые способны нанести вред не только тому, о ком они, но и нам самим, потому что ложь способна отравить любую душу. Христос всегда говорил правду. Если мы хотим подражать Ему, то нужно начинать с того, чтобы никогда не лгать – ни себе ни другим».
Владыка особо подчеркнул значение подвига Иоанна Предтечи именно для нашего времени.
«Церковь именует его последним пророком и первым мучеником, поскольку он оказался как бы на грани двух эпох. С одной стороны, он исполнил пророческое служение, возвещая людям волю Божью, подготавливая приход Иисуса. С другой стороны, он пострадал за Божью правду, за своё служение Христу. Празднуя Усекновение главы Иоанна Предтечи, мы вспоминаем великого человека, его жизнь и кончину, учимся у него вере в Бога, доверию Богу, стремлению исполнить своё предназначение до конца. Особенно это полезно для нашего времени, для нас с вами, поскольку страх сковал сердца и волю многих в нашей стране. Свидетельство же об Иоанне – пример того, как должен поступать любой честный человек – обличать зло и быть непримиримым к любой неправде. Быть честным и правдивым – это значит исполнять заповеди Божьи, потому что их исполнение – это тоже, что и творить правду».