С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, полынью, полевыми цветами. Есть два объяснения этой народной традиции: одно – церковно-историческое, а другое – символическое.
С исторической точки зрения молодые ветви деревьев вероятнее всего должны напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Все это можно увидеть на иконах, которые лежат на аналое в этот в праздничный день. День Пятидесятницы еврейской, ветхозаветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пятидесятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И, возможно, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем. Символический же смысл состоит в том, что наша душа расцветает под воздействием благодати Святого Духа, подобно тому, как все живое в природе весной начинает зеленеть и расцветать после зимних холодов.
«Но было бы непростительной ошибкой, — как сказал в своей праздничной проповеди Его Высокопреосвященство, — спешить в храм Божий только ради того, чтобы освятить веточку полыни, чабреца, или букетик полевых цветов, полагая, что теперь они превратятся в оберег для семьи и дома. «Аще кто жаждет, да придет ко Мне…», – слышим мы сегодня слова евангельского чтения. Христос призывает всех, кто имеет жажду, придти к Нему. Но уж наверняка не для того, чтобы получить от Него в качестве награды пучок травы. Неужели Бог пришел в мир и умер на Кресте, чтобы научить человечество новым обрядам, традициям, церемониям и ритуалам. Украшать храмы и свои жилища зеленой травой является для нас не более как обычаем, традицией. Но разве в этом состоит истинное Православие? Господь пришел на землю не для того, чтобы установить какие-то новые обряды, не для того, чтобы научить нас неведомым церемониям и ритуалам, но чтобы явить нам путь спасения. Чтобы явить нам Отца, Который не в желудке, а в сердце, чтобы явить нам Путь духовного воскресения – путь просветления, духовного совершенствования, путь внутренней свободы. Истинное Православие не в обрядах и традициях. Сами по себе церковные обряды и церемонии не могут спасти душу. Когда Господь говорит о жажде, Он говорит нам о жажде духовной, о жажде Духа Святого. Причем Он никого не принуждает, не насилует. Лишь кто имеет желание, великое усердие, кто пламенеет душой, того Он призывает. Вот ради чего мы должны стремиться в храм, чтобы удовлетворить нашу духовную жажду, чтобы наша душа стала достойным сосудом Божественной благодати. Желать быть наученными Духом Святым, как были научены первые апостолы. Рано или поздно, но все в этом мире будут научены Духом Святым, ибо поклонение Богу отрадно лишь в Духе и в истине».
Наши предки поклонялись природе и верили, что она способна уберечь их от любых напастей. Летним травам приписывали свойство защиты от злых духов и болезней, а лучшим временем для их сбора считали Зеленые праздники и дни летнего солнцестояния, когда растения максимально наполнялись солнечной энергией. Православные люди благодаря средствам массовой информации хорошо осведомлены о том, какую траву следует нести в церковь для освящения, а какую не нужно.
При этом забывая, как сказал Владыка, что Троица вовсе не языческий праздник.
«Святая Троица – это день сошествия благодати Духа Святого на апостолов в виде огненных языков. Все это произошло, чтобы укрепить их в вере перед тем, как они выйдут в мир для проповеди слова Истины. Не о материальном достатке и земном благополучии, не о разрешении социальных проблем они будут говорить, а о воскресшем Христе. О том, что тот, кто не распнется со Христом, не будет иметь жизнь вечную. Сегодня мы празднуем день рождения нашей Церкви, – день, который напоминает нам о том, что Иисус Христос является Её Главой и Основателем, а мы бесценными кирпичиками, положенными в основание и тем звеном, которое соединяет Церковь земную и Церковь небесную. Сегодня мы говорим о нашем единстве, о единстве нашей Матери-Церкви. Апостолы были едины, они не испугались мощной государственной машины, коей была Римская империя, силой своего оружия покорившая почти весь мир, потому что были уверены, что благодать Божья их никогда не оставит. Будем же уверены и мы в этом, ведь Христос всегда будет с нами и никогда от нас не отвернется, лишь бы мы от Него не отвернулись».
Поздравляя с праздником Святой Троицы, Его Высокопреосвященство пожелал своей пастве стремиться быть достойными сосудами благодати Духа Святого, исполняя тем самым свое главное предназначение.
«Мы просим Господа в читаемых сегодня молитвах, чтобы Он послал нам благодать Святого Духа. Ведь ничто в этом мире не может совершаться без Духа, Который животворит, Который «немощное врачует и оскудевающее восполняет». Где нет Духа Святого, там смерть, нестроения, кровопролития, убийства, грехи и различные страсти. Господь говорит нам: «Я свет миру». Так пусть же на нашем жизненном пути единственным светом, за которым мы готовы идти, будет Христос. С праздником всех вас! Пусть Божье благословение, Божья милость никогда и никого из нас не оставляет».
После запричастного стиха было зачитано Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви к епископату, духовенству, монашествующими мирян по поводу инициатив относительно «предоставление Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».
По окончании Божественной литургии митрополит Лука возглавил великую вечерню, за которой были прочитаны особые коленопреклоненные молитвы святителя Василия Великого.