«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».
Из этих слов апостола Павла следует, как отметил в своей проповеди Его Высокопреосвященство, что терпение по-прежнему остается одной из главных человеческих добродетелей.
«Мы знаем, что на долю Господа нашего Иисуса Христа выпали многие испытания, мучения, страдания и издевательства. Мы также знаем, насколько тяжело Ему было их выносить. Но не меньшие испытания выпадают на долю любого верующего человека, особенно, если он стремится жить духовной жизнью. И Бог знает об этом. Вот потому Он и даёт нам всё для того, чтобы мы могли пройти свой жизненный путь честно до конца. Чтобы имели и силы, и мужество, и стойкость. Чтобы имели терпение. Но не для того, чтобы нести свой крест с обреченностью «смертника», а для того, чтобы исполнить волю Божью. Святые отцы учат нас просить у Бога сил, чтобы изменить в жизни то, что мы можем изменить, терпения, чтобы принять то, что мы не можем изменить и мудрость отличать одно от другого. Терпение, о котором нам сегодня говорит апостол, необходимо, чтобы получить обещанное, то есть наследовать жизнь вечную. А если та или иная жизненная ситуация не только не приближает человека к жизни вечной, а напротив, удаляет, должен ли он её терпеть? Мы знаем, что все испытания, посылаемые Богом, для человека во благо, а скорби – это его путь к совершенству. Но сможет ли человек пройти этот путь без терпения? Конечно же, нет. Сегодня человечеству как никогда необходимо как терпение, так и мудрость, потому что сатана постоянно подстрекает и твердит об обратном: не надо терпеть. «Не соглашайся, – говорит он, – спорь, доказывай, выходи на улицу, строй баррикады». Не надо терпеть боль, поэтому необходимо на законодательном уровне ввести в больницах эвтаназию. Вся идеология современного общества сводится к одному – «Нет терпению!». Человека хотят убедить в том, что он отныне не нуждается в этой добродетели. Насколько это опасно. Ведь если не будет терпения, то не будет и смирения. Не появятся и другие добродетели, потому что человек лишит себя способности терпеть. Но при этом следует помнить, что, желая подчеркнуть свою терпимость, культивируя её, человек легко может стать безразличным ко всему происходящему. Он становится равнодушным, то есть невосприимчивым к жизни. Вот почему настоящего терпения не может быть без веры. Самым надежным фундаментом терпения может быть только наша вера».
По словам владыки, только верующий человек, обладая добродетелью терпения, во всех жизненных ситуациях может видеть проявление милости Божьей.
«Вот почему всякий раз, когда мы захотим сказать, что Бог терпел и нам велел, следует прежде спросить себя: а может ли происходящее быть проявлением милости Божьей? Ведь только от Бога всё милость: и болезни, и бедность, и притеснения. Ведь зачастую как бывает? Пошатнулось здоровье у человека, и сразу же пошатнулась его вера. А за верой и надежда на спасение, потому что появляется ропот на Бога. «Почему кто-то не болеет, а на меня все напасти?» Испытания – это еще и знак того, что человек потерял веру в Бога. Это свидетельство богооставленности. И уж коли человек решает жить без Бога, ему и скорби придется переносить самому. А значит, и боль, и испытания будет терпеть без помощи Божьей. Вернее, как раз наоборот, – ничего не будет терпеть. Более того, во что бы то ни стало будет стараться терпение заменить возмущением. А к чему это всё может привести, нам хорошо известно. С этого начинаются все мировые новости: уличные столкновения, протесты, убийства, насилие, войны и другие социальные катаклизмы. Лишь человек, живущий с Богом, знает, что у него есть всё для того, чтобы жизнь не стала лишь чередой испытаний и страданий. Чтобы она была озарена светом радости и добра. Бог дал всё для этого. Нам же остается только одно – приобрести терпение. Будем же помнить об этом и учиться терпению у святых угодников Божьих, у Господа нашего Иисуса Христа. Только так наша вера получит тот несокрушимый фундамент, на котором будут созидаться многие добродетели. В том числе любовь, благоразумие, мужество и справедливость».