Своей проповедью Его Высокопреосвященство обратил внимание верующих на слова апостола Павла о том, что Бог по милости и любви Своей не хочет, чтобы грешный человек, будучи мёртвыми в Его глазах, таковым и оставался.
«И нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом», – говорит апостол. Да, мы с вами мертвы – грех нас убивает. Не физически, не в буквальном смысле этого слова. Он убивает в нас дух Божественной благодати, который животворит всё вокруг. Человек, который не чувствует благодати Божьей и не хочет её чувствовать, мёртвый человек. Он может ходить, говорить, совершать какие-то действия, но дух, который животворит его душу, – отсутствует. Поэтому все устремления такой души, все её порывы, направлены к одному – к удовлетворению потребностей тела. К удовлетворению греховных потребностей. То есть душа питается не животворящим духом, а греховным ядом. Человек с такой душой будет желать только одного – удовольствий и наслаждений. Он становится совершенно материален. Духовность, нравственность, духовная составляющая человеческой сущности, его уже не волнуют. Он даже слышать об этом не хочет. Можно ли такого человека назвать живым? Он скорее напоминает «живой труп». Душа, пораженная грехом, имеет потребность в грехе, как всё живое имеет потребность в кислороде. Такая душа не может находиться среди святых. Это для неё убийственно. Причем, это делает не Бог, а сам человек. Человек по собственной своей воле убивает себя. И это греховное повреждение настолько глубоко укоренилось в нём, повредив в первую очередь волю, что он очень быстро откликается на всё богопротивное. Он становится склонным ко всякого рода проявлениям зла. Но даже в таком состоянии у него остаётся шанс при помощи Божьей встать на путь добра, и, будучи мёртвым, возродиться и оживиться. Человек верой в Иисуса Христа, силой благодати Божьей оживляется. Он очищает, возрождает и воссоздаёт свою поврежденную грехом природу. В частности, возрождает свою волю. При этом Бог не насилует и унижает человека, не уничтожает его свободы. Бог даёт всё для нашего спасения по Своей великой любви и милосердию. Воспользоваться Его дарами или нет, – полностью зависит от нас самих».
Поздравляя свою паству с праздником, с днём памяти преподобного Паисия Величковского, владыка Лука призвал учиться у святого добротолюбию и духовному добротоделанию.
«Духовно-нравственное становление человека, его стремление к святости невозможно без веры в Бога. А там где вера, там и любовь, там и доброта. Предпринимаемые же попытки современного эгоцентричного общества наделить человека греховного, погрязшего в своих страстях, чертами святых, одухотворить его, не сделают его ни добрее, ни милосерднее. Пока человек живет верой в себя, в свои силы и свое могущество, а не верой в Бога, ему трудно будет приобщиться животворящей благодати Божьей, которая очищает, просвещает и освящает. Вся живая и неживая природа, всё, что нас окружает, весь тварный мир существует до тех пор, пока Бог поддерживает его Своей энергией. В том числе и человек жив до тех пор, пока благодать Святого Духа совершает в нём спасительные действия. Бог не хочет нашей гибели. Он всё делает для того, чтобы спасти нас, чтобы мы, мёртвые, избавившись от греха, оживились Христом, воскресли вместе с Ним и наследовали Царствие Небесное. Но при этом Он хочет, чтобы мы шли навстречу Его добрым желаниям и усилиям сами, без принуждения. Как говорит апостол Павел, «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению». Бог терпит нас и даёт нам время подготовиться и войти в новый для нас мир обновлёнными. Только это будет не материальный мир, а мир духовный, где во главе стоит Сам Бог. Чтобы всё это воплотилось и стало реальностью, мы должны смыслом своей земной жизни считать стяжание благодати Духа Святого и заботиться не только о своём теле, но и о душе, и о духе».