«В сегодняшний день, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство, – мы празднуем память честного славного Пророка Крестителя Господня Иоанна, день его зачатия.
– Святая Церковь вспоминает всего три зачатия, каждое из которых является тайной и происходит по воле Божьей, возвещаемой человеку через Архангела. Сегодня по воле Божьей апостол Павел возвещает своим ученикам, а значит и нам с вами, о том, что отныне «мы дети не рабы, но свободой». Напоминает о том, что наша свобода не в плоти, а в духе. Говорит о нашей духовной матери, о нашей Матери-Церкви. «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию, – говорит апостол. И далее: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Это значит, что человек, который является рабом греха, уже не свободен. Даже если есть малейшее повреждение грехом, это приводит к полному порабощению. При этом очень важно понимать, особенно для современных христиан, что же это значит, быть немного поврежденным грехом? Ведь мы ходим в церковь, обращаемся к Богу, мы стараемся молиться. Да, это всё верно. Но не делаем ли мы это формально, больше заботясь об исполнении буквы закона? Есть ли в этом наше чистое сердце и упование на Бога, на Его Промысел? Может потому и не слышит нас Господь? А вот Захария, отца Иоанна Крестителя, услышал, хотя тот, будучи священником, молился не столько за себя, сколько за весь народ Божий. Он жил благочестиво, как надо, но одного не имел, – живой веры, упования на Бога. Оттого он так испугался, услышав весть Архангела Гавриила, что родится у него сын, который подготовит людей к принятию Господа».
По словам владыки, страх в душах современных христиан, которые хотя и стараются жить благочестиво, вызван тем, что нет живой веры и упования на милость Божью.
«Не бойся, – сказал Захарии Ангел, – Бог услышал твою молитву». Если мы имеем веру, если уповаем на волю Божью, отчего продолжаем бояться и вздрагивать от каждой новости? Мы продолжаем роптать, почему Бог не слышит наши молитвы? А может, это мы не слышим Бога? Бог дал святым пророку Захарию и праведной Елисавете сына, хотя они уже отчаялись стать родителями. А чего хотим получить от Бога мы? Какую хотим услышать спасительную весть? Что завтра в нашей стране война кончится? А в десятках других странах пусть продолжается? Войны на земле не прекращались никогда, ни на один день. Они не были такими кровавыми и разрушительными как две предыдущие, которые принято называть мировыми. Но локальные войны шли, и будут идти всегда, до тех пор, пока человек не поймет главного – Господь его создал для любви и созидания, а не для ненависти и разрушения».
В продолжение своих слов Запорожский архипастырь напомнил о том, что Господь всегда говорил и продолжает говорить с нами на языке любви.
«К сожалению, этого языка человек не поймет до тех пор, пока не начнет каяться. Каждый из нас облагодетельствован Богом. Мы получили эту жизнь и свои таланты не по своей воле, не по воле родителей, а по воле Божьей. Когда человек поймет это, он тогда начнёт понимать язык, на котором с ним говорит Господь. Сегодня мы молимся, мы обращаемся к Богу, но слышим ли Его ответ? А ведь ответы на многие наши вопросы находятся в Евангелии. Читаем ли мы слово Божье? Стараемся ли жить по Евангелию? Что изменили в себе, в своем характере за то время, что ходим в церковь, участвуем в богослужениях и таинствах? Бог нас никогда не оставляет и даёт то, о чём Его просят. Но Он даёт лишь то, что необходимо для нашего спасения. А для нашего спасения нужно избавиться от греха и искушений бесовских. Будем же теми христианами, о которых сегодня говорит апостол Павел. И пусть наша помощь, наше милосердие, наше доброе слово станут свидетельством нашей веры и нашего исполнения заповеди любви».