Оставшееся время до начала Великого Поста, как сказал Его Высокопреосвященство, является не только периодом подготовки, но возможностью ретроспективного анализа нашей жизни.
«Как и в прошлом году, мы готовимся к совершению подвига. Как и в прошлом году, мы даём Богу обещания, хотим многого добиться, многое исправить. Мы еще не знаем, все ли удастся нам сделать, но зато мы знаем, что у нас получилось в прошлом году. Кто-то справедливо заметит, что сие ведомо одному лишь Богу. Да, это действительно так. Но разве мы не должны размышлять об этом? Разве не должны признаться себе, что чего-то не смогли, чего-то не успели? Разве не должны думать о том, что приобрела наша душа за этот период? Лучше мы стали или хуже? Конечно, если человек признается себе в том, что стал лучше, не подтолкнёт ли это его к греху гордыни, к самообольщению? А если решит, что стал хуже, то не опустятся ли у него руки? Здесь, как и во всём в нашей жизни, нужна мера. Без анализа, без размышлений над собой и своей душой, человек никогда не узнает, стал он добродетельнее или нет. И поможет в таком анализе одна из важнейших наших добродетелей – покаяние. Не только рассказать Богу о своих грехах, но искренне в них раскаяться. А главное – стараться избавиться от них, чтобы они не обладал нами. Если этого не делать, то рано или поздно появится обида на Бога. Мол, я хожу в церковь, молюсь, каюсь в грехах, а Бог мне не помогает. Очень часто это может вызвать апатию и равнодушие – Бог меня не слышит. Это страшное заблуждение, которое возникает оттого, что человек хочет всего и сразу. Мы должны научиться терпению, без которого невозможно ни наше покаяние, ни наше избавление от грехов. Без которого не будет нашего исправления. Мы все ходили в школу, и хорошо помним скоро терпения требовалось нам, чтобы научиться писать, читать, считать. Точно также происходит и в нашей духовной жизни. Если мы хотим чему-то научиться, стать лучше, нам необходимо терпение. Вся наша жизнь – это борьба. Но не за наслаждения и не за место под солнцем, а борьба с самим собой, со своими страстями. Это самая изнурительная борьба, потому что требуется переломить самого себя. А как переломить себя, свой эгоизм, когда человек больше всего на свете любит потакать своим страстям? Разве легко сделать так, чтобы он полюбил Бога? Для этого есть только одно условие – настойчивость и терпение. Не унывать и не отворачиваться от Бога. Эту настойчивость Господь видит, видит наши устремления. Каждому известно, что Господь и намерения целует».
В заключение своих слов владыка пожелал терпеливо и настойчиво собирать все свои мысли, собирать свою душу, подготавливать её для прохождения Великого Поста.
«Для человека, который исповедует Христа, есть для этого все возможности. У нас есть таинство Исповеди, Таинство Причастия. Если человек хочет возложить на себя подвиг, то лучше взять его по своим силам. Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе, говорят в народе. Прежде посоветуйтесь со своим священником, если решили отчего-то отказаться ради Христа. Поставьте перед собой цель отказаться хотя бы от одного недостатка и постоянно просите об этом Господа. Хотя бы уменьшить что-то, но не ради себя, а ради Господа. Мы не должны бояться свидетельствовать обществу, что мы православные христиане. Чем больше мы будем об этом говорить, тем меньше у него будет соблазнов не считаться с нашим мнением. Наша сила – в единстве. В единстве с Богом».