Время Великого поста, как сказал Его Высокопреосвященство, накладывает на верующего человека многие ограничения, самым важным из которых является ограничение в совершении Евхаристии.
«Мы уже привыкли к ограничениям в пище, в развлечениях, в свободном времени, но наибольшая строгость – это ограничение в совершении Евхаристии. Нам важно здесь не просто уразуметь установленный порядок, а почувствовать вкус постного богослужения так же остро, как мы знаем вкус белого хлеба или вкус черного. Мы должны узнать это глубже, чем просто разумом. Да, мы по-прежнему продолжаем приходить в храм Божий, но вникаем ли мы в смысл происходящего? Приходим ли мы именно на богослужения или лишь для того, чтобы решать собственные проблемы?
Есть те, кто сегодня будут исповедоваться. Для вас вновь будут звучать слова, произносимые священником во время таинства Исповеди: «Будь внимателен, потому что ты пришел во врачебницу, чтобы неисцеленным не отойти». Что это значит? А это значит, что для того чтобы кающийся получил уврачевание, необходимо, чтобы его совесть не имела у себя никакого лукавства. Чтобы человек, пришедший на исповедь, нисколько не сомневался в том, что нужно придти к Богу с открытым сердцем. Если же есть хоть немного сомнения, если есть хотя бы капля лукавства, если сердце остаётся закрытым, то тогда не только прежний грех не простится, а еще и новый появится – грех лукавства. Достаточно ли мы внимательно прислушиваемся к голосу своей совести? А ведь затем человек дерзает подойти к Чаше. А вера, достаточно ли веры в нас, чтобы мы действительно могли рассчитывать на помощь Божью? Достаточно ли мы близки ко Христу? Если полагаем, что близко, но ведь и Иуда был близок ко Христу. «Бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок ему верою», – говорят святые отцы. Таинство Евхаристии для нас это всегда праздник и радость, потому что явление и присутствие Христа за Евхаристией является для Церкви «доказательством» Его Воскресения. В радости и «горении сердец», испытанных учениками по пути в Еммаус, Христос открыл Себя им в «преломлении хлеба». В Церкви – это вечный источник «опытного» и «существенного» познания Воскресения. У каждого человека свой опыт познания Бога и Его Воскресения, но способ богопознания единственный для всех. Это наша молитва. Именно молитва предполагает особую концентрацию мысли, потому что через молитву мы обращаемся к Самому Богу. Молитва есть способ богооткровения лично каждому человеку. И нет лучшей возможности для этого, чем время поста и постных богослужений».
Владыка пожелал больше внимания уделять внутренней духовной жизни.
«Время поста – это время особого внимания человека к его внутренней духовной жизни. Пост, предполагает воздержание от пищи, воздержание от многих привычных дел, но направлен он главным образом не на это. Главное, чтобы произошли перемены к лучшему в нашем сознании, в наших чувствах, в нашей воле. Чтобы постный подвиг действительно отобразился в нашей душе и в нашей жизни тем новым и тем угодным Богу, что нам трудно стяжать в нашей повседневной жизни. Великий пост – это еще и возможность по-особому взглянуть на нашу веру. Петр, как известно, стал тонуть не из-за ветра, а из-за своего маловерия. Господь так и сказал ему: « Маловере, почто усумнелся еси?» Следовательно, Петр легко устоял бы против ветра, если бы не ослабла его вера. И мы устоим против любого ветра и любых волнений житейского моря, если будем иметь твердую веру».