Сегодня Церковь вспоминает святого апостола Фому. К сожалению, память об этом святом апостоле, на протяжении многих веков, не всегда верно доносила до верующих церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. Отчего нередко слышатся слова о том, что был, дескать, такой «Фома неверующий». И когда встречается человек, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень глубоко доверяет чужим словам, его называют «Фомой неверующим».
«А между тем, — как говорит Его Высокопреосвященство, — наше отношение к нему, наше личное понимание служения этого великого апостола должно быть совсем иным. Ну не поверил он апостолам, мало ему было свидетельств о воскресения Христа, – ему нужны были не слова, а доказательства. А почему, собственно говоря, он должен был им так уж безоглядно верить? Верить тому же самому апостолу Петру, который уверял, что, если даже все отрекутся, он не отречется от Христа, и трижды отрекшемуся от Христа, первому отрекшемуся от Христа. Почему он должен был верить другим девяти апостолам, которые покинули Христа? Почему он должен был верить самому себе, ибо он тоже покинул Христа? И, вполне возможно, в душе апостола Фомы возникло сомнение: а, может быть, им только показалось, что Христос воскрес и посетил их? Разве в этом есть что-то удивительное для природы человека? «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», – говорит он. И Христос приходит к нему и все видят раны на его теле, которых ранее апостолы не видели, и восклицает тогда впервые Фома: «Господь мой и Бог мой!» Есть нечто очень глубоко символичное в этом воскресном дне, который следует за Светлой седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, просто искали себе отдохновения от великопостных трудов. Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от Фомы. И мы порой сомневаемся в возможности воскресения из мертвых. Мы видим, что всему в мире живых установлен свой срок, все рождается и все умирает. Реальность такова, что примеров воскресения из мертвых не так уж и много, разве что в мире растений. Нам кажется, что это противоречит законам природа. Но кто создал эти законы? В эти праздничные дни, когда пасхальная радость занимает все наши мысли и чувства, святой апостол Фома напоминает нам о том труде, который предстоит нам на все последующие годы нашей жизни. Он призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе, задавать Ему вопросы, потому что Он ждет от нас любых вопросов. И на каждый наш искренне заданный вопрос мы будем получать от Него ответ, причем именно тот, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной пасхальной радости, и не только в послепасхальные дни, но и во все дни нашей жизни».
В этот день, как сказал еще Владыка, принято молиться за своих усопших сродников.
«Девятый день после светлого Христова воскресения называется Радоницей и считается Пасхой для тех, кто уже оставил этот мир. Поскольку Радоница приходится на рабочий день, то принято молиться и поминать сродников в следующее воскресение после Пасхи. Церковь называет этот день Радоницей, потому что радуются души наших родных и близких, видя нашу любовь к ним. Но этот день может стать и днем печали, днем скорби, когда забывается молитва, и все сводится к еде, к употреблению алкоголя. Разве это нужно нашим близким, разве мы сами хотели бы такой памяти о себе? Да, приготовленная поминальная трапеза может отдаваться обездоленным на помин души, но не оставляться на могилах. Православная Церковь считает этот обычай языческим и не рекомендует оставлять на могиле еду и, уж тем более, выпивать там. Нужно зажечь свечу, помолчать, вспомнить покойного, помолиться за упокой душ усопших. Ведь Господь по молитвам живых может очистить душу усопшего и может ввести в Свои царские райские обители. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашей любви и нашего общего единства в Церкви Христовой. Совершением заупокойной службы святая Церковь обращает внимание живых на то, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божьему и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют дела свои перед Самим Господом».